Виктория Абрамова
Основы патриотического воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Основы патриотического воспитания у дошкольников. "
Данная статья несет в себе задачу показать насколько важно патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте, ее актуальность на современном этапе развития общества. Проводя анализ понятия «патриотизм», было необходимо провести исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых. Исходя из этого, можно сделать выводы, что патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.
Публикация «Основы патриотического воспитания у дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, подготовительная группа, дошкольный возраст.
Идеи патриотического воспитания в дошкольном возрасте чрезвычайно актуальны в настоящее время, когда возрастают проявления бездуховности, безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, сохранения и развитии национальных культур и языков, возрождения народных традиций, что в свою очередь приводит к потере целых поколений людей, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время значительное место отводится вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования.
Детская дошкольная образовательная организация может и должна осуществлять патриотическое воспитание через систему специально подобранных мероприятий и привлечение родителей дошкольников к участию в них. Потому что именно в дошкольном детстве происходят те бесценные личностные формирования, когда ребенок приобретает социально-личностные ориентиры для дальнейшей своей успешной социализации в обществе, что и поможет нам вырастить патриотически грамотную личность.
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно : это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для дошкольного периода характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств [1].
В отечественной педагогике вопрос о патриотическом воспитании дошкольников решался долгое время неоднозначно. Во-первых, это было связано с недооценкой роли национальной, народной культуры в становлении патриотических чувств подрастающего поколения, во-вторых, неопределенностью сферы возможного приобщения детей к общественным явлениям, в-третьих, отсутствием исследований по данному вопросу [3].
Впервые патриотическое воспитание как составная часть педагогического процесса в детском саду нашло отражение в проекте «Программы дошкольных учреждений» 1932 года и было представлено в разделе «Общественно-политическое воспитание». Основная задача этого раздела предполагала развитие у детей интереса к окружающей жизни, воспитание любви и гордости за достояние советского народа.
Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, детей и родителей, цель которого - воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Современные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делают это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания. Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Необходимо помнить и о воспитании инициативности в детях подготовительной группы, для того, чтобы и далее было желание узнавать, познавать и изучать историю страны,своей малой Родины. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
1. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. - 2010. - №2 (7).
2. Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Якутск, 1999.
3. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст] : дис.. канд. пед. наук / Л. В. Любимова. - Екатеринбург, - 2004.
4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М., 1992.
5. Крупская, Н. К. Избранные педагогические произведения / Н. К. Крупская. - М. : Просвещение, 1965.
6. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып. 34. -М., 1951.
7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
8. Караковский, В. А. Воспитай гражданина : записки директора школы / В. А. Караковский. - М. : Моск. рабочий, 1987.
9. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. - М., 1983.
10. Толмачева, В. В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис.. канд. пед. наук. - Челябинск, - 2008.