Сабелькис Марина Викторовна
Основы физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Основы физического воспитания детей дошкольного возраста»
Актуальность данной статьи состоит в том, что в настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости, инвалидности. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Дошкольное образовательное учреждение является одной из отправных точек в формировании здоровой психической и физической личности человека.
Публикация «Основы физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, связанное, по мнению различных специалистов, с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Функция охраны и укрепления здоровья детей традиционно возлагается на здравоохранение. Однако в современных условиях эта задача может быть решена лишь на основе интегрированного подхода, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие различных сфер и отраслей медицины, педагогики, психологии, экономики, имеющих своей целью укрепление и охрану здоровья детей.
Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений. Важно помощью физического воспитания ускорить переход от диффузных движений в первые месяцы жизни к высококоординированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, метания, лазания и прочие.
Высокая активность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем благоприятнее условия будут для его психического развития. Физическое развитие в системе дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест.
Совершение системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей. В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия.
Физическое развитие- процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка (показатели роста, веса; состояние осанки и т. д.) и основанных на них психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т. д.).
Физическое совершенствование- оптимальная физическая подготовленность и гармоническое психическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии ФС изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура – творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений, направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление (в здоров теле, здоровый дух).
Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Способствует гармоничному развитию личности.
Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование– овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Двигательная деятельность– характеризует активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность– это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья : приобретаем, расходуя.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организма, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Целью физического воспитания является сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Принципы, методы и формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов.
Дидактические принципы:
• Систематичность и последовательность. Нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого после-дующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.
• Доступность. Преподаватель исходит из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий.
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ребенка. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать поло-жительные качества и способности ребенка.
• Сознательность и активность ребенка. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.
• Наглядность. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
Специальные принципы:
• Непрерывность выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса
• Последовательность наращивания тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания.
• Цикличность. Он заключается в повторяющейся последова-тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.
Гигиенические принципы:
• Сбалансированность нагрузок
• Рациональность чередования деятельности и отдыха
• Возрастная адекватность. Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании
• Оздоровительная направленность всего образовательного процесса решает задачи укрепления здоровья ребенка.
• Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания
Так же эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинопрограммы, диафильмы, кинофильмы, имитации (подражания, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают
Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинопрограммы, диафильмы, а также кинофильмы.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе. При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка. Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.
Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин.
Физкультминутка. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это общеразвивающие упражнения- упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.
Подвижные игры.
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил. Подвижные игры развивают основные движения детей : бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внимательности, сообразительности, быстроты реакций.
Спортивные упражнения. Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.
Гимнастика пробуждения позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Поскольку, в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка. Мощным оздоровительным средством для детей дошкольного возраста является рационально организованная активность.