Елена Балагурова
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Основой духовно-нравственного воспитания является культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Первое осознание себя, своего Я, первое восприятие окружающего мира происходит в семье, в контакте с родителями и другими членами семьи, вот почему тема влияния семейных ценностей становится приоритетной в списке важнейших тем воспитания детей.
Семейные ценности культивируются во временном процессе существования семьи, «возделываются» путём передачи от поколения к поколению отношений к общечеловеческим ценностям. Если семья распадается, это останавливает процесс.
Чтобы понять роль семейных ценностей в процессе духовно-нравственного развития ребёнка, нужно определиться, что понимается под духовно- нравственным развитием. Чем отличается духовность от нравственности.
Только после этого можно говорить о роли и месте семейных ценностей в духовно-нравственном развитии ребёнка.
Вовлечение всех членов семьи в общее дело не только сближает детей со старшими членами семьи, но и настраивает старших членов семьи на дальнейшее сотрудничество, изучение семейных традиций, возрождает преемственность семейных ценностей.
М. Хейдметс говорил, что среда - та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует или прямым, или косвенным образом.
Частью окружающего мира, в которой развивается ребёнок и о которой получает первые представления является семья, мать, прежде всего.
Ещё более важным становится влияние среды при взрослении ребёнка. В эту среду входят другие люди, формируются отношения к разным людям с разными нравами, знаниями, привычками – знакомство с социумом, к которому принадлежит семья ребёнка.
О бщество, или со циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. (Википедия)
Чем сильнее ощущается разница между поколениями в семье, чем сильнее социальные перемены, являющиеся следствиями вовлечения человека в новые группы, тем более хрупкой становится социальная система, тем менее уверенно, вероятно, будет себя чувствовать индивидуум.
За минувшие десятилетия «…произошли события, необратимо изменившие отношение человека к человеку и к миру природы». Интернет и генная инженерия, атомная энергетика и атомное и водородное оружие, кризис городов, разрушение природной среды, освоение космоса и исследование поверхности нашей планеты, объединение всех частей мира реактивной авиацией, телевидением и интернетом, «…возможности неограниченных источников энергии и синтетических материалов и преобразование в наиболее развитых странах вековых проблем производства в проблемы распределения и потребления – все это привело к резкому необратимому разрыву между поколениями».
Воспитывая детей,
нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,
и значит, и историю мира. А. Макаренко
Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
«Без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание».
Вот почему так важно возвратить утерянные ценности, возвратить роль семьи в воспитании молодёжи, воспитании, которое начинается с рождения каж