Елена Беломыльцева
Статья «Об искусстве — малышам»
▼ Скачать + Заказать документы
Беломыльцева Елена Александровна
МКДОУ БГО Центр развития ребёнка – детский сад №11 г. Борисоглебск, Воронежской обл.
Воспитатель
Об искусстве — малышам
Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребенка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. На основе такой оценивающей активности и будет формироваться вкус как чувственно-оценочная способность человека.
Публикация «Статья „Об искусстве — малышам“» размещена в разделах
Однако все богатство произведения искусства не «перейдет», не «перельется» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана в сознание юного слушателя, зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Великий французский скульптор О. Роден говорил: «Смотрите, смотрите долго, смотрите еще!», полагая, что восприятие работы художника — это тоже творческий процесс. Да, важно (и очень, чтобы каждый ребенок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внут-ренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребенку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, про-тестовать, ненавидеть, бороться. Показать, что каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык, что содержание его передается определенными средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения.
Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач. Прежде всего, расширения объема знаний и представлений об искусстве. Далее — развития способности выражать свое отношение к произведению, воспитание отзывчивости. Последнее подразумевает необходимость формирования представления, в частности, об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни и мира, объяснения смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает свое отношение к изображаемому, передавая его в формах живописи.
Не секрет, что дети легко и свободно осваивают выразительные средства, при помощи которых художник передает настроение и характер произведения (веселого, радостного или грустного, спокойного, взволнованного). В дальнейшем, отталкиваясь от восприятия настроения и характера произведения, знания его особенностей, художественного своеобразия, жанра, они осваивают довольно широкий диапазон оттенков «отзывчивости». Однако, несмотря на богатые возможности эмоционального отклика на произведение искусства, дети еще долгое время не обладают способностью адекватно передавать в словах свои переживания, возникшие в результате знакомства с искусством. Об этом свидетельствуют зачастую очень скупые, мало раз-вернутые по своему содержанию суждения, характеристики и оценки произведений: «Нравится», «Не нравится», «Красиво», «Некрасиво». Потому-то так настоятельно необходима особая методика знакомства с изобразительным искусством, развивающая умение рассказывать о произведениях искусства, отмечающая его выразительные средства. Методика, которая будет учить детей использовать уже имеющийся у них опыт наблюдения действительности, свой собственный, пусть еще маленький художественный опыт; развивать способность сопоставлять произведения живописи с аналогичными явлениями из других видов искусства, элементарно ощущать их общие связи; приучать к постоянному общению с искусством и учить умению в дальнейшем передавать свои впечатления о произведении не только вербально, но и при помощи изображения. И в этом сложном процессе приобщения ребенка к художественной культуре большую помощь способны оказать книги об искусстве.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг, себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, ребенок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изу-мится ею, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании с радостью творения добра для людей это познание себя через познание красивого вокруг себя — в цветке и в журавлином клине, в оттенке найденного на берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он, кроется настолько могучая сила воспитания, что воспитатель приобретает поистине, волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять ее, еслй она согнулась под гнетом горя, несчастья, беды. Власть воспитателя как творца детской радости как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного.
Свой идеал Сухомлинский видел в том, чтобы буквально каждый ребенок воспринял прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал кра-соту слова и образа.
Верится, что книги об искусстве, когда они сделаны с тонким пониманием законов красоты и детской психологии, помогут детям понять и прочувствовать прекрасное.