Ардаширова Алина Рифовна
О содержании определения детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблема отношений между родителями и детьми как фактор психологического и физического благополучия детей в условиях семьи обретает особенную актуальность, потому что является одной из важных элементов государственной политики сбережения здоровья нации.
Значимость и важность детско-родительских взаимоотношений в жизни людей трудно переоценить. Качество отношений между детьми и родителями зависит от множества условий и оказывает значительное влияние не только на психологическое развитие ребёнка, но также на его поведение и установки на стадии взросления [11].
Темочки:
Сущность определения «детско-родительские отношения» в психолого-педагогических источниках конкретно не определено.
Е. О. Смирнова, в своей работе раскрывает особенности детско-родительских отношений, и подчёркивает, что, «во-первых, они характеризуются очень эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для его родителей. Во-вторых, присутствует двойственность в отношениях ребёнка и родителя. Это выражается, к примеру, в том, что с одной стороны, родители должны заботиться о своём ребенке, а с другой – научить его самого заботиться о себе» [7, с. 89].
А. С. Спиваковская в собственных работах сообщает о внутреннем конфликте детей и родителей: «ребёнок взрослеет и хочет жить отдельно от родителей, пытающихся по – всякому его удержать возле себя, но при этом желают его взросления и развития. И наконец, главная особенность детско-родительских отношений состоит в том, что с возрастом ребёнка они постоянно меняются и отделение ребенка от родителей неизбежно. Отношения, сложившиеся в младенческом возрасте, являются неприемлемыми для ребёнка трёх лет и, особенно, на последующих возрастных этапах» [8, с. 112].
Основываясь на высказывания отечественных исследователей (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, детско-родительские отношения определяются как важная психологическая в эмоционально – оценочном плане связь ребенка с каждым из родителей, которая выражается в действиях, эмоциях, реакциях и переживаниях, тесно связанную с психолого – возрастными особенностями детей, с собственной жизненной историей, культурными формами поведения, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, а также способ его общения с ними [5]. Это говорит о том, что детско-родительские отношения оценивают как индивидуальное осознание человеком характера отношений со своими отцом и матерью, независимо от возраста.
Тем самым, изучение работ учёных даёт шанс определить важные характеристики детско-родительских взаимоотношений : условная непрерывность и продолжительность во времени; эмоциональная важность для родителей и ребёнка; изменчивость отношений, которая зависит от возраста ребенка; необходимость родителей проявлять заботу о ребёнке и нести ответственность за него.
Ещё следует обратить внимание на позицию зарубежных исследователей, касаемо этой темы. Так важнейшим фундаментом психоанализа становится положение о значимости мамы в психологическом развитии ребёнка. 3. Фрейд писал, что непосредственно мама будет являться для ребёнка главным ресурсом переживания чувства удовольствия и источником первого сексуального выбора. Из признания решающей роли матери в психологическом развитии детей следует вопрос о том, как поведение матери может влиять на становление личности в будущем.
Д. Винникотт был одним из самых первых, кто выдвинул предложение рассмотреть в качестве объекта развития на ранних этапах онтогенеза не ребёнка и мать по отдельности, а целостную диаду ребёнок-мать [1]. В силу того, что младенец беспомощный и полностью зависит от матери, ребенок и мать являются единым целым. Мама не только гарантирует условия физического, телесного развития ребенка, но и осуществляет роль держания и телесной связи, обеспечивает процесс персонализации - формирования «Я» ребенка, становление автономной личности [6].
В своей работе С. Броди (1956, которую он осуществил в рамках клинического подхода, когда наблюдал за видеомагнитофонными записями 4-х часового общения ребёнка с матерью, автор выделяет 4 вида материнского отношения :
1 вид. Мать очень легко подстраивается под потребности своего ребёнка. Поведение, где она его поддерживает и многое разрешает ей характерно.
2 вид. Мать сознательно приспосабливается к потребностям ребёнка, но так как отсутствует прямое общение с ребёнком, всё это становится безуспешным. Мама часто властвует, чем уступает.
3 вид. Основой материнства является чувство долга. При общении с ребёнком у матери отсутствует тепло, интерес к его жизни. Жёстким контролем является инструмент.
4 вид. Поведение матери не соответствует потребностям и возрасту ребёнка. Её воспитательные действия противоречивы и непоследовательны [3, с. 134].
Соответствуя мнению С. Броди, «наиболее вредным для ребёнка является 4-й стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность» [3, с. 105].
В работах зарубежных авторов можно легко найти подтверждение тому, какую же значимую функцию играют детско-родительские отношения, когда возникают нарушения и отклонения психического и физического развития ребенка. В работах А. Адлера говорится, что «изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию» [1, с. 49]. По мнению С. Блюменфельда, Т. Георгиу считается, что радикальное принебрежение к детям приводит их к злости и агрессивному поведению [6]. Б. Берельсон, Г. Стейнер, подводя итоги работ многих исследователей, выдвигают тот факт, что чем меньше заботы, ласки и нежности даётся ребенку, тем медленнее он будет созревать как личность, тем более он имеет склонность к апатии и депрессии, или в будущем у него может сформироваться слабый характер [2].
Конечно, аспекты, которые были перечислены выше, вовсе не исчерпывают всё разнообразие факторов, которые влияют на отношение родителей к своему ребёнку. Но всё же их вполне достаточно для того, чтобы понять, как непросты эти отношения и из каких, однако, разных компонентов они складываются.
Список литературы
1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – К. : Port-Royal, 1997. – 345 с.
2. Берельсон Б., Штайнер, Г. Человеческое поведение. Сводка научных данных: справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
3. Броди, С. Типы родительского поведения [Текст] / С. Броди. – М. : Наука, 2000. – 334 с.
4. Винникотт, Д. Маленькие дети и их матери / Д. Винникотт. – М. : Класс, 2016. – 287 с.
5. Гордон, Т. Р. Повышение родительской эффективности. / Т. Р. Гордон. – М. : Изд-во Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 150 с.
6. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захарова. – СПб. : Питер, 2000. – 224 с.
7. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
8. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: (О психологии родит. любви) / А. С. Спиваковская. – М. : Педагогика, 1986. – 157 с.
9. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2007. – 428с.
10. Фромм Э. Искусство любить. / Э. Фромм. – М. : Изд-во СПб, 2001. – 224 с.
11. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий, В. В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – М. : СПб, 1999. – 656 с.