Жидкова Людмила Ивановна
Статья о проектной деятельности-экспериментирование в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Публикация «Статья о проектной деятельности-экспериментирование в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремились искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработали проект «Лаборатория Почемучкина». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С. Н. Николаевой.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ «Лаборатория Почемучкина»
Руководитель проекта Воспитатели :
Жидкова Людмила Ивановна
Никулина Светлана Олеговна
Интеграция образователь -ных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возраст воспитанников Дети подготовительной группы 6-7 лет
Состав группы Воспитанники подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников
Тип проекта Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Вид проекта Исследовательский
Срок реализации проекта 3 месяца
Проблема Кто такие исследователи?
Цель проекта
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развивать наблюдательность;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Принципы Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы и технологии реализации проекта
Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Формы работы Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
Самостоятельная деятельность детей;
Наблюдения в природе;
Создание лэпбука для наглядности экспериментирования;
Беседы по теме эксперимента;
Этапы работы над проектом 1 этап : Подготовительный
Мотивация детей.
Определение цели и задач проекта.
Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Разработка комплексно - тематического плана работы.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей :
создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
2 этап: Основной
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Предполагае -мые результаты 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2. Создание единого инновационного пространства; 3. Чёткое выполнение поставленной задачи;
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Материалы Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, ракушки, шишки, листья, веточки.
Бросовый материал: кусочки поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование:
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Диагностика
В начале учебного года в группе была проведена диагностика уровня знаний характерных особенностей объектов неживой природы, использовались вопросы к детям о свойствах и качествах воды, песка, камней, воздуха.
После проведения диагностики, в результате наблюдения и бесед, определили причину низкой потребности детей в экспериментировании:
• Дети малоактивны в выдвижении идей;
• Пользуются доказательствами с помощью взрослого;
• Познавательный интерес неустойчивый.
В основном дети имеют средний и низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес неустойчив. Они не всегда понимают проблему. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, затрудняются сделать вывод, рассуждения формальны. Стремление к самостоятельности не выражено, нет устойчивого интереса. У детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, что свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию познавательного интереса у детей. Таким образом, на основе диагностического изучения детей разработали план работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность для старших дошкольников. План разработала на основе следующих программ: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Веракса Н. Е., О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Дыбина, О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Ожидаемый результат перспективного плана:
• Повышение познавательной активности через экспериментальную деятельность.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
«Научите ребенка любить живую природу»,
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Экспериментируем дома».
1. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
2. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
3. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Новизна опыта представлена разработкой
• проекта «Лаборатория Почемучкина», где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы;
• «Картотеки опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»;
• Сильные стороны – использование метода проекта.
•
Преимущества проектного метода :
• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Слабые стороны - недостаточное обеспечение оборудованием для проведения индивидуальных экспериментов.
Мониторинг реализации проекта.
Диагностический инструментарий
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:
Что ты знаешь о воде?
Какую форму, запах, цвет имеет вода?
Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
Где используется вода человеком?
2. Серия вопросов о снеге:
Что ты знаешь о снеге?
Какую форму, запах, цвет имеет снег?
Откуда появляется снег, почему?
Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
Для чего нужен снег человеку?
Чем отличается вода от снега?
Что быстрее тает лед или снег?
Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
3. Серия вопросов о льде:
Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Какую форму, запах, цвет имеет лед?
Что быстрее тает лед или снег?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:
Что такое пар?
Что ты знаешь о паре?
Имеет ли пар запах, форму, цвет?
5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:
Что происходит с водой на морозе? Почему?
Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?
Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
Во что превращается вода при кипении?
6. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
Из чего состоит глина?
В каких местах можно обнаружить глину?
Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
Что легче высыпать глину или песок?
Чем глина похожа на пластилин?
Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?
Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
Как глина впитывает воду?
Что можно сделать из мокрой глины?
Какие станут глиняные предметы после высыхания?
7. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.
Какие предметы притягивают к себе магнит?
Каким свойством обладает магнит?
Почему магниты притягиваются друг к другу?
Когда магниты отталкиваются друг от друга?
8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.
Из чего состоит песок?
В каких местах можно обнаружить песок?
Почему говорят, что песок сыпучий?
Что легче высыпать песок или глину?
Как выглядят песчинки?
Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
Почему песок рыхлый?
В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
Что можно сделать из влажного песка?
9. Вопросник для детей после проведения опытов с землей.
Есть ли в почве воздух? Как доказать?
Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.
Список литературы
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с. : цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Д