Надежда Сигаева
Народные, фольклорные, хороводные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные, фольклорные, хороводные игры»
Воспитатель Сигаева Надежда Викторовна
Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние, естественная потребность, это способ познания окружающего. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарем.
Публикация «Народные, фольклорные, хороводные игры» размещена в разделах
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком в обзорах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубины старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясали, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с горок, игры в снежки, катались на лошадях по деревням с песнями, плясками и хороводами.
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра – коллективное действо, создаваемое перевоплощение каждого учасника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач – потирают глаза; веселье – прыгают от радости; обиду – отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. Многие хороводные игры («Карусели», «Ходит Ваня») построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов. С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребенка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в любимой игре «Каравай». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы играть (игра «Колпачок»). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом»). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивает воображение.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра – основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.