Елена Фиклеева
Значение и особенности организации игр с водой и песком для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Несомненно, игры с песком и водой привлекают детей, доставляют им удовольствие. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками или совочком, закапывать мелкие игрушки в песок, а потом искать их в нем. А с каким удовольствием детки плещутся в воде, переливают ее, брызгаются, играют с игрушками в емкостях, наполненных водой. Все эти игры очень благотворно влияют на психику, успокаивают, создают положительные эмоции, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику и координацию движений детей. Игры с песком и водой не только развлекают, но и учат. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов.
Публикация «Значение и особенности организации игр с водой и песком для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Сегодня я хочу поговорить об особенностях организации и проведения игр с песком и водой с особыми детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей игры с песком и водой имеют особое значение, так как ребенок начнет играть только тогда, когда сможет что-нибудь сделать сам. Поверьте, это не так просто, когда у ребенка наблюдаются физические или психические отклонения здоровья. В этой ситуации именно игры с песком и водой будут способствовать развитию ощущений и восприятия и станут первыми ступенями в познании ребенком окружающего мира и, как следствие, будут иметь огромное значение в процессе формирования основных психических процессов и умственного воспитания ребенка.
Нарушение моторики, двигательные нарушения, трудности связанные с несовершенством таких психических процессов, как восприятие и внимание, у детей с ограниченными возможностями здоровья диктуют необходимость использования особых педагогических подходов к проведению игр с песком и водой.
Во-первых, необходимо обеспечить ребенку устойчивое положение тела и надежность опоры.
Во-вторых, необходимо закрепить позу, положение рук, постараться добиться раскрытия кистей.
В-третьих, во время игры убрать из поля зрения ребенка все способные отвлечь его внимание предметы, организовать тишину. Допустимо включение не громкой, спокойной, знакомой ребенку музыки.
В-четвертых, необходимо учесть предпочтения ребенка во время выбора игры.
В-пятых, предоставить возможность исследования и самостоятельного выбора темпа игры.
А теперь поговорим отдельно об играх с песком и водой.
Игры с песком дают нам возможность развивать тактильную чувствительность и моторику кисти, своей динамичностью привлекают и удерживают внимание ребенка. Не хитрые манипуляции перемешивания, пересыпания, заполнение песком предметов, смешивание песка с водой, просеивание через сито успокаивают ребенка и вызывают положительные эмоции.
Игры с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним. Для этих целей можно использовать следующие игры-упражнения.
1. "Знакомство с песком"- потрогайте вместе с ребенком сухой/мокрый песок (рука в руке, проводите по нему пальчиком, ладонью ребенка.
2. "Дырочка в песке"- покажите, что пальчик оставляет след на песке; в сухом песке дырочка от пальца исчезнет, в мокром - останется надолго.
3. "Ладошка"- приложите ладошку ребенка к сырому песку, и немного вдавите ее в песок.
4. «Песочный дождик»- устройте песочный дождик, высыпая песок на ладошку или на землю, регулируя силу.
5. «Идут медвежата» - побуждайте ребенка кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.
6. «Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
7. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
8. «Бегут жучки-паучки»- ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под толщей песка руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям, рассказывайте о них. Например: “Я чувствую тепло (или прохладу) песка, если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?”
Игры с водой способствуют развитию сенсорного восприятия, координации движения руки и зрения. Даже незначительное движение руки ребенка (шлепок по воде) может привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. А предметы разной плотности разнообразят игру ребенка. Одни будут плавать, другие утонут. Игрушки, которые издают звуки, дополнительно простимулируют внимание ребенка.
Знакомя ребенка со свойствами воды можно организовать следующие игры-упражнения.
1. "Здравствуй водичка"- опускаем руки ребенка в емкость с теплой водой, шевелим пальчиками.
2. "Тепло - холодно" - опускаем руки ребенка в емкость с прохладной и теплой водой.
3. "Хлопни ладошкой" - ударяем ладошкой по поверхности воды.
4. "Веселые капельки" - опускаем руки ребенка в емкость с водой, потом вынимаем и видим "дождик".
5. "Утята" - игра с резиновыми утятами.
6. "Тонет-не тонет" - помещаем игрушки различной плотности в емкость с водой.
7. "Кораблики" - помещаем кораблики в емкость с водой.
8. Игры с заводными плавающими игрушками.
9. "Достань игрушку" - достаем игрушки со дна емкости с водой.
10. "Налил-вылил" - переливаем воду различными емкостями.
Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка : способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку.
Для игр с песком вам понадобятся совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров, палочки, грабельки. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.
Немаловажно правильно организовать игровое пространство. Следует помнить, что необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия детей во время игр с песком и водой. Вода должна быть теплой или немного прохладной. Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см. Песок должен быть чистым, без инородных вкраплений и примесей. Материалы для игры должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться. Обязательно необходимо иметь "под рукой" салфетки, полотенца.
Необходимо помнить, что правильно подобранные и организованные игры с песком и водой помогут детям с ограниченными возможностями здоровья развить тактильные ощущения, мелкую моторику и глазомер. Помогут в развитии зрительно-пространственной ориентировки. Успокоят и расслабят, снизят напряжение. Сформируют у ребенка первые представления об окружающем мире.
Литература и интернет - ресурсы.
1. Е. В. Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль. Академия развития, 2009.
2. Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 1997 .
3. Л. Н Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ,2005.
4. Журнал «Справочник педагога психолога» №07.2012. стр. 39. Н. А. Карюхина «Чудеса на песке и воде».
5. https://www.maam.ru