Марианна Семенова
Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр
Семенова М. Н.
Инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР д/с «Сулусчаан»
с. Усун-Кюель МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я)
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Аннотация. В статье представлен опыт работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста. Народные игры являются неотьемлемой частью традиционной культуры народа саха. Следует отметить воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройства нации и взгляды на мир.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.
Важная роль детских подвижных игр – в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.
Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь слово, благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особое значение народ придавал национальным подвижным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В. Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга, они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний».
Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Ньургун Ботуре, одним из наиболее любимых героев в оло хо – так называется эпос народа саха.
С первых младенческих лет
Он привык вверх ногами ходить,
Он привык в недетские игры играть,
Он как воин воспитан был.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценивать, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей (2-3л) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки, обручи и. т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
Я работаю физкультурным инструктором в детском саду 17 лет. Дети дошкольного возраста от природы очень подвижные. Быстро усваивают движения народных игр. У них физическая готовность заложено в крови, если правильно планировать работу, то можно достичь хороших показателей физической подготовленности. Убеждаюсь в этом в каждый год при физической диагностике детей своего детского сада.
Тема моего проекта: «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр».
Цель: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.
Общие задачи:
- развитие физических качеств ребенка – быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила.
- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками и со взрослыми
- развивать самостоятельность и творчество
Задачи для ребенка:
- развивать умение пользоваться жизненно важными видами движений через народные игры
- формировать положительные черты характера, воспитание нравственных и волевых качеств (смелость, настойчивость, честность, трудолюбие, взаимопомощь)
Почему я выбрала эту тему?
Народные игры являются неотьемлемой частью традиционной культуры. Поэтому наши дети с малых лет начинают играть в народные игры, которые закаляют здоровье, развивают физическую силу и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.
Методы воспитания :
- Народные подвижные игры
- ИКТ
- Совместные спортивные досуги с родителями
- Спортивные развлечения
Принципы:
- Организация спортивной развивающей среды
- Выбор ребенка своей спортивной деятельности по своему усмотрению (бег, прыжки, лазание, ползание и. т. п)
Критерии:
- развитие физических качеств – быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила
- формирование эмоционально- психологического эффекта (смелость, внимание, кругозор)
- воспитание уважительного отношения друг другу и ко взрослому – ответственность, взаимоотношение, решительность.
Комплексно-тематическое планирование национальных игр.
Сентябрь месяц – Улуу Суорун.
Цель: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать умение высказывать свое мнение, развивать связную речь.
Задачи: Развивать физические качества
Развивать кругозор, мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Перечень игр:
Плетение косичек (то ус былас су уо у р)
Наступай на ноги (атах тэпсиитэ)
Прыжки крестиком (кириэс тэбии)
Колечко (би илэх кутуута)
Угадывание по коленям (тобук таайсыыта)
Замок (к л стэ ии)
Кулак и колени (тобук тарды ыыта)
Итак, народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а таке в них много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детейв национальной традиционной культуре.
Литература:
1. Батурин. А. Г, Кузина Т Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М
1995.
2. Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики. М 1983
3. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары 1989.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М 1998.
5. Гершунский Б. С. Философия образования. М 1998.
6. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М 1995.
7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. М 2011.
8. Качанова И. А, Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. М 2011.
9. Федоров А. С. Саха терут оонньуулара. Якутск. 2011.
10. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М 1981
11. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду М 2009
12. Кенеман А. В Детские народные подвижные игры М 1995
13. Винокурова И. В. Сайдам саас, Якутск 2014.
14. Кирченко Н. А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей. Мозырь 2014.