МААМ-картинки

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Марианна Семенова
Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр
▼ Скачать

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Семенова М. Н.

Инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР д/с «Сулусчаан»

с. Усун-Кюель МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я)

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр» размещена в разделах

Аннотация. В статье представлен опыт работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста. Народные игры являются неотьемлемой частью традиционной культуры народа саха. Следует отметить воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройства нации и взгляды на мир.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.

Важная роль детских подвижных игр – в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.

Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь слово, благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особое значение народ придавал национальным подвижным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В. Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга, они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний».

Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Ньургун Ботуре, одним из наиболее любимых героев в оло хо – так называется эпос народа саха.

С первых младенческих лет

Он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть,

Он как воин воспитан был.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценивать, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (2-3л) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки, обручи и. т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Я работаю физкультурным инструктором в детском саду 17 лет. Дети дошкольного возраста от природы очень подвижные. Быстро усваивают движения народных игр. У них физическая готовность заложено в крови, если правильно планировать работу, то можно достичь хороших показателей физической подготовленности. Убеждаюсь в этом в каждый год при физической диагностике детей своего детского сада.

Тема моего проекта: «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр».

Цель: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Общие задачи:

- развитие физических качеств ребенка – быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила.

- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками и со взрослыми

- развивать самостоятельность и творчество

Задачи для ребенка:

- развивать умение пользоваться жизненно важными видами движений через народные игры

- формировать положительные черты характера, воспитание нравственных и волевых качеств (смелость, настойчивость, честность, трудолюбие, взаимопомощь)

Почему я выбрала эту тему?

Народные игры являются неотьемлемой частью традиционной культуры. Поэтому наши дети с малых лет начинают играть в народные игры, которые закаляют здоровье, развивают физическую силу и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.

Методы воспитания :

- Народные подвижные игры

- ИКТ

- Совместные спортивные досуги с родителями

- Спортивные развлечения

Принципы:

- Организация спортивной развивающей среды

- Выбор ребенка своей спортивной деятельности по своему усмотрению (бег, прыжки, лазание, ползание и. т. п)

Критерии:

- развитие физических качеств – быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила

- формирование эмоционально- психологического эффекта (смелость, внимание, кругозор)

- воспитание уважительного отношения друг другу и ко взрослому – ответственность, взаимоотношение, решительность.

Комплексно-тематическое планирование национальных игр.

Сентябрь месяц – Улуу Суорун.

Цель: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать умение высказывать свое мнение, развивать связную речь.

Задачи: Развивать физические качества

Развивать кругозор, мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Перечень игр:

Плетение косичек (то ус былас су уо у р)

Наступай на ноги (атах тэпсиитэ)

Прыжки крестиком (кириэс тэбии)

Колечко (би илэх кутуута)

Угадывание по коленям (тобук таайсыыта)

Замок (к л стэ ии)

Кулак и колени (тобук тарды ыыта)

Итак, народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а таке в них много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детейв национальной традиционной культуре.

Литература:

1. Батурин. А. Г, Кузина Т Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М

1995.

2. Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики. М 1983

3. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары 1989.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М 1998.

5. Гершунский Б. С. Философия образования. М 1998.

6. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М 1995.

7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. М 2011.

8. Качанова И. А, Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. М 2011.

9. Федоров А. С. Саха терут оонньуулара. Якутск. 2011.

10. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М 1981

11. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду М 2009

12. Кенеман А. В Детские народные подвижные игры М 1995

13. Винокурова И. В. Сайдам саас, Якутск 2014.

14. Кирченко Н. А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей. Мозырь 2014.

Публикации по теме:

Картотека подвижных народных игр на прогулке для детей 5–7 лет Подвижные народные игры для детей 5-7 лет 1. Бурятская народная игра «Ищем палочку» Цель: развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.

Картотека подвижных народных игр на прогулке для детей старшего возраста Подвижные народные игры для детей старшего возраста 1. Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы». Цель: развивать двигательные.

Картотека подвижных народных игр на прогулке для детей старшего возраста Подвижные народные игры для детей 5-6 лет. Русская народная игра «Маргаритки» Цели: закреплять знания о цветах; упражнять в беге с увертыванием.

Картотека подвижных народных игр на прогулке для детей старшего возраста Подвижные народные игры для детей старшего возраста 1. Русская народная игра «Капуста». Цель: развивать внимание, мышление. Ход игры. Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр
Опубликовано: 19 октября 2023 в 16:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр» (включая файлы) размещена пользователем Марианна Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД