Мусафирова Аэлита Леонидовна
Театральная деятельность для формирования культурно-гигиенических навыков «Вместе с Лунтиком играем — гигиену соблюдаем»
▼ Скачать
Вместе с Лунтиком играем - гигиену соблюдаем.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Одной из таких задач являются культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья.
Публикация «Театральная деятельность для формирования культурно-гигиенических навыков „Вместе с Лунтиком играем — гигиену соблюдаем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, гигиена. Сценарии развлечений
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В основном культурно-гигиенические навыки формируются в младшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что именно в этом возрасте нервная система ребенка очень пластична, а такие действия, как прием пищи, одевание, умывание, повторяются систематически, каждый день и неоднократно. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. В эти годы дети могут освоить все основные культурно - гигиенические навыки, научится понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Работая с детьми раннего возраста, которые только пришли в детский сад, я столкнулась с тем, что у детей, недостаточно развиты, а у некоторых отсутствовали элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Не умели умывать лицо и руки, причесываться, одеваться, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, следить за своим внешним видом, не умели пользоваться горшком.
Поэтому передо мной стояла цель - прививать следующие навыки : соблюдение чистоты тела, культура еды, поддержания порядка в ближайшей окружающей обстановке учиться правильным взаимоотношениям друг с другом и с взрослыми.
В дошкольном возрасте - игра, театрализованная деятельность - самая доступная и понятная деятельность детей.
Театр - это искусство, которое не только радует, но и показывает дошкольникам смысл жизненных явлений, заставляет их вглядываться в окружающий мир,
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр - забав, хороводов, при прослушивании сказок и потешек.
Таким образом, театрализованная деятельность - это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств.
Поэтому целью моей работы стало формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры через театрально - игровую деятельность.
Задачи: - формировать у детей интерес к здоровью и чистоте, быть положительным примером здорового образа жизни;
- побуждать детей к самостоятельности;
- доставлять детям удовольствие и радость от проделанной работы;
- развивать у детей интерес к театрализованной деятельности;
- привлечь родителей к созданию пространственно - предметно- развивающей среде и использованию театрализованной деятельности дома.
На начальном этапе работы я провела мониторинг по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста, провела анкетирование родителей «Моё участие в развитии ребёнка» и сформулировала проблему - у детей не развиты КГН.
Далее я проанализировала программу обучения и воспитания дошкольников, состояние предметно-развивающей среды группы, а так же изучила передовой педагогический опыт, методы, формы по воспитанию культурно-гигиенических навыков. В итоге я определилась, что лучще всего для воспитания КНГ для моего возраста подойдет театрализованная деятельность, наметила цель и задачи, составлен план.
Далее был этап осуществления планов- он был очень трудоемким.
На заключительном эпапе работы был проведен повторный мониторинг
по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста.
Для реализации цели в группе был организован театральный центр, который включал в себя:
- различные виды театра (настольный, пальчиковый, бибобо)
- ширму, атрибуты, костюмы;
- технические средства (магнитофон, ноутбук)
- методические пособия.
Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол.
Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Так, когда в гости приходила Бабушка Забавушка или Лунтик, кукла помогала установить контакт с ребенком. С куклой дети быстрее идут на контакт, чем с взрослыми. Когда Лунтик разговаривал с детьми, они быстрее затихали, слушали его заинтересовано. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой.
С помощью Лунтика, Чебурашки и других кукол и доброжелательного настроя дети быстрее успокаивались.
Например, обучая мыть руки, Бабушка Забавушка показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания такими потешками как:
Водичка, водичка, Умой, мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При помощи кукол можно не только отвлечь малыша, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Кукла рассказывала потешки, а между делом подносили ложку ко рту. Малыши хорошо кушали.
Также в гости приходила - кукла Катя показывала, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем. Во время еды к ним в гости приходила девочка Маша из сказки и показывала, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; котик-Мурлыка перед сном пел колыбельные песни.
Также детям очень нравилась Девочка- Чумазая.
В процессе повседневной работы с детьми я старалась, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. Оценивая поступки детей, старалось давать положительные оценки их действиям; одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживаю в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.
Таким образом, использование театрализованной деятельности а в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствовало повышению эмоционального настроя ребенка, побуждало к совместным действиям со взрослыми, установились доверительные отношения в коллективе, способствовала постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивало непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности, дети стали самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.