Елена Купцова
Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей — единое образовательное пространство
Статья на тему:
«Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей-
единое образовательное пространство».
Купцова Елена Николаевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Детский сад и семья должны стремиться
к созданию основной
воспитательно-образовательной микросреды-
– единого образовательного пространства
развития ребенка.
Публикация «Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей — единое образовательное пространство» размещена в разделах
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе ФГОС ДО, передовых достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Ещё одним условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Цель:
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию и активизация родителей в различных мероприятиях.
Задачи:
– Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
– Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Современная проблема семейного воспитания – это чрезмерная загруженность родителей по материальному обеспечению семьи. Многие родители, погрузившись в свои проблемы, самоустраняются от воспитания собственных детей, предоставив данную заботу детскому саду. Как показывает опыт, полноценное развитие происходит только во взаимодействии двух важных для ребенка социальных институтах – семьи и детского сада. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Наша работа направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, наш детский сад разрабатывает разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используем инновационные формы и методы:
- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
- информационные буклеты;
- организация Дней открытых дверей;
- совместное проведение досугов;
- групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
- тематические досуги;
- вовлечение в конкурсы;
- оздоровительные праздники;
- различные акции;
- театрализованные представления для детей с участием родителей.
Работа с родителями в детском саду должна способствовать:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщению опыта семейного воспитания.
Таким образом, чтобы взаимодействие детского сада и семьи стало единым образовательным пространством, нужно добиться определённой системы в работе с родителями.
Считаю, что в нашем ДОУ использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Мы почувствовали и чувствуем себя единой, сплоченной семьёй, ощутили всю значимость проведённой работы.