Наталья Цыганкова
Рекомендации родителям, в формировании связной речи у ребенка
Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Публикация «Рекомендации родителям, в формировании связной речи у ребенка» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.
Игра для дошкольников – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего мира и развитие связной речи. Именно поэтому в своей работе я делаю упор на игры.
Организовывая педагогический процесс по развитию речи дошкольников применяю дидактические игры, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игру драматизацию, пальчиковую игру и т. д.
Очень нравятся детям дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у дошкольников совершенствуется координация движения рук, развивается мелкая моторика и глазомер. Малыши учатся понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы: «Что?»,«Какой?», «Где?», применяют в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.
Для формирования словаря подходят дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед».Такие игры помогают развить у детей способность наблюдать, дети узнают разнообразные предметы, а также знакомятся с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усваивают слова, обозначающие трудовые действия, но и учатся их употреблять по собственному усмотрению. Игры помогают обогатить активный словарный запас детей, малыши учатся слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией.
Так же хочется дать несколько советов родителям. Не стоит забывать, что именно взрослые играют главную роль в процессе формирования связной речи у ребёнка. И самое интересное заключается в том, что родителям совершенно не обязательно тратить семейный бюджет на дорогостоящие дидактические пособия и современные девайсы, пропагандирующие раннее развитие, ведь всё необходимое находится рядом. Почему дети любят играть с поварешками, кастрюлями, пылесосом и папиными инструментами, может, потому, что в эти "игры" можно играть с родителями. Никакая самая дорогая и модная игрушка не заменит ребенку общения с родителями.
Для активной игры ребенку вполне достаточно иметь под рукой от пяти до десяти игрушек, с которыми он может играть в самые разные игры. Я рекомендую родителям убрать лишние в пакет и раз в неделю делать "инвентаризацию" имеющихся в зоне доступа ребенка игрушек, заменяя одни на другие и сохраняя эффект новизны.
Чтобы ребенок запоминал какой-то текстили стихотворение можно поиграть в игру «Нарисуй стихотворение». Каждую строку проговаривает и обозначает ее рисунком на листе бумаги. Ребенок сначала рассказывает с помощью взрослого, используя эти рисунки, а затем и самостоятельно.
Желаю родителям уделять достаточно времени и внимания своим детям, так как всестороннее развитие ребенка невозможно без родительского повсеместного участия. Вы пример для ребенка, вы модель его будущего поведения, вы образец для подражания.