Татьяна
Консультация «Ранний возраст»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. И нам, педагогам и родителям, важно своевременно использовать те неповторимые возможности развития, которые присущи детям этого возраста.
Публикация «Консультация „Ранний возраст“» размещена в разделах
Для быстрого развития ребенка характерно быстрое установление связей с окружающим и медленное их закрепление. Также характерны неустойчивость, незавершенность формирующихся умений ребенка. Должна быть повторность в обучении и самостоятельной практике, поэтому при обучении малыша следует учитывать положение о том, что чем младше ребенок, тем требуется больше повторов при формировании каких-либо его умений. Так, на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году - несколько раз в неделю, а на 3-м - несколько раз в месяц. Кроме того, совершенно необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка. Нужно специально подготовить условия для того, чтобы дошкольник после таких игр смог осуществить это в своей самостоятельной деятельности.
Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый. Исследования М. И. Лисиной показали, что ведущий вид деятельности ребенка на 1-м году жизни - общение с взрослым, который удовлетворяет жизненно важные потребности малыша. Самый тяжелый вид депривации - дефицит общения ребенка с взрослым. В условиях общественного воспитания общение с ребенком является ведущим фактором в деятельности воспитателя. Наиболее эффективная форма общения - индивидуальная. Снижение количества общения отрицательно влияет на характер поведения ребенка.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем году он уже способен заменить в игре развёрнутые детальные действия обобщённым – жестом, обозначающим умывание или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась»).
Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях в интеллектуальной сфере. На рубеже первого и второго годов жизни игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Важную роль в развитии ребенка играет сенсорное развитие ребенка – это его восприятие и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.
Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Подчеркнём, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. То есть новые действия
восприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.
Одна и та же игрушка в разном возрасте может нести для ребенка разную информацию. Так, например, игрушка-пирамидка. Сначала она интересна тем, что можно снимать колечки. Эти колечки потом можно куда- нибудь надеть: обратно на штырек, на ручку, на ножку стула и т. д., покатать или просто разбросать (даже в этом есть свой исследовательский смысл). Становясь старше, ребенок начинает подмечать, что все колечки разного размера. Он пытается расположить их от самого большого до самого маленького, и наоборот. Если колечки разного цвета, вскоре ребенок заметит и это и будет пытаться разложить их по цвету Единственный момент: эта пирамидка не должна постоянно «маячить» перед глазами малыша, иначе он просто потеряет к ней интерес, остановившись на стадии «разбросать колечки».
Любую игрушку взрослым следует убрать, как только они поймут, что малыш ею «наигрался». Для какой-то игрушки это 3 дня, для другой — неделя, а для какой-то и вовсе 2 часа. Через определенное время ее можно будет снова предложить ребенку, ведь, как говорится, «все новое — это хорошо забытое старое». И он будет играть с этой игрушкой уже по-новому, имея больший «багаж знаний», чем при первом знакомстве с ней.
При выборе и покупке игрушки не стоит забывать и о том, что покупается она для ребенка, а значит, должна соответствовать его возрасту. Например, не стоит покупать двухлетнему ребенку радиоуправляемый вертолет.
Ведь он будет играть с ним в соответствии со СВОИМИ знаниями и способностями. Следовательно, малыш быстро его сломает. А это лишнее разочарование для взрослых и расстройство для ребенка.
Еще один важный момент. В стремлении максимально развить своего ребенка не нужно превращать его комнату в игрушечный магазин. Даже если все и разложено аккуратно по полочкам, не стоит надеяться на то, что малыш будет помнить, где что лежит, и выбирать игрушку по настроению, не трогая другие. Ничего подобного: чем больше игрушек в поле зрения ребенка, тем больше вероятность того, что он не будет их использовать по назначению. Он попросту перестанет их ценить: начнет кидать, разбрасывать везде, ломать и требовать новые. Для того чтобы этого не произошло, помните простые правила.
1. Учитывайте возрастные особенности детского внимания! Например, трехлетнему ребенку для игры нужно не более 5—7 игрушек, остальное необходимо убрать подальше, чтобы они не были у него «на глазах» (в шкаф, кладовку и т. д.).
2. Периодически меняйте игрушки! Причем нет необходимости постоянно покупать новые (об этом говорилось ранее). Например, 3 игрушки убрали, а 3 игрушки, которыми ваш ребенок давно не играл, достали.
3. Игрушки должны быть разными по смысловой нагрузке. Маленькая неваляшка и большая неваляшка — это один тип игрушки, даже если они разного размера и цвета. Их можно использовать только для занятий мамы с ребенком, когда она объясняет понятия размера, цвета, формы и т. п. Но как только позанимались, одну неваляшку следует убрать.