МААМ-картинки

Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность

Нажабат Гаджимагомедова
Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему

«Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность»

Гаджимагомедова Нажабат Магомедовна, учитель начальных классов МКОУ «Тидибская СОШ им. Алиева И. М.»

В педагогике воспитания и обучения есть много важных проблем. Но наиболее ключевой из них, является проблема стимулирования учащегося, как воздействовать на ученика, чтобы добиться желаемого результата? Очень часто успех всего педагогического процесса зависит от эффективности стимулирования.

Публикация «Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность» размещена в разделах

Данная тема актуальна, так как все больше людей перестали использовать такой прием педагогического общения, как похвала. И сразу возникает множество вопросов, а почему? Неужели этот прием так вредит? Чем он хорош или чем он плох? Как его правильно использовать, чтобы не навредить?

Похвала относится к приемам поощрения. Но какова ее роль в педагогическом общении? Чем она хуже остальных приемов? В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Технология поощрения:

1. Тщательная дозировка и осторожность

2. Сравнение ребенка только с самим собой

3. Учет мотива действия

4. Использование внешних достоинств в целях проявления внутренних

5. Использование метода естественных последствий, то есть обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Основные виды поощрения: похвала, одобрение, присуждение почетного места в соревновании, награждение, благодарность.

Есть такой метод поощрения, как поощрение с помощью учебных оценок. Но оценку ставят не что бы стимулировать ученика. Ведь в первую очередь оценкой мы мерим те или иные знания ученика, но практически никому из преподавателей не удается уйти от использования оценки, как средства стимула. Каждый педагог чувствует свое влияние на ученика с помощью оценки и улавливает именно те моменты, где можно повысить оценку с целью поощрения.

Следующий метод поощрения – это награждение. Награждение, также работает на стимуляцию ученика. Вот если ты сделаешь это домашнее задание, то получишь, что-то взамен. Многие учители практикуются в использовании данного метода.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Награждать надо торжественно, при всех учениках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

В конце концов, перейдем к теме нашей главы, чем же отличается похвала от данных методов поощрения?

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Как мы можем выделить, роль похвалы – один из способов положительной стимуляции учащихся на повышение интенсивности обучения, ее особенности - это уникальность, которая заключается в беспроигрышном употреблении похвалы как улучшения настроения учащихся.

Рассмотрев данные методы, мы видим, что прием похвала более полезная для развития ребенка нежели, чем другие методы, ведь похвалу любят многие учащиеся.

Хвалите. Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, нельзя назначать, как по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала плохо сделанного становится оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарность получать всегда приятнее, но общие безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с написанными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, даже восхищены. Хвалите так, чтобы в похвалу. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрюмый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам. (Подласый И. П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый)

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нём. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мёртвым языком.

Язык есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Общение посредством слова (речевое общение) сохраняет опыт человечества, потому что язык - это орудие культуры. С помощью языка мы можем доставить массу положительных эмоций тому или иному человеку, сказать комплимент, одобрить ту или иную идею, а можно похвалить.

Педагогическое общение (при его развитом навыке) способствует избеганию многим проблем при взаимодействии педагога с учащимися.

Поощрение со стороны преподавателя – это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Список использованной литературы:

1. Макаренко А. С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч. : В 7 т. - М. 1976. - Т. 5.

2. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М., "Просвещение", 1969

3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1987

4. Подласый И. П. Педагогика. - М., "Валдос", Т. 1, Т. 1, 2003

5. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. - М., "Молодая гвардия", 1986

6. Урунбасарова Э. А. Этика преподавателя. - Алматы, "Бастау", 2003

7. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., "Юрист", 1997

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома и в детском саду. На стопах размещается.

Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк»Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк» Прием «Волшебный пенёк» возник стихийно. В школе мы идем по пути анализа, тренинга. Приемов очень много известных для установления благоприятной.

Воспитатель — это актер, личность творческаяВоспитатель — это актер, личность творческая «Воспитатель – это актер, личность творческая» «Я и мои роли в ДОУ». Детский праздник – важная часть жизни ребенка, ибо его впечатления.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?»Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! "Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!"- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.

Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?»Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?» Приобщение детей к хореографическому искусству побуждает и способствует моральному, эстетическому и физическому развитию. «Если хочешь.

Личность с большой буквыЛичность с большой буквы У каждого человека есть образец, есть тот, к кому он хочет приблизиться, на кого хочет быть похожей. Это абсолютно нормальное и естественное.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Стенд для работы с детьми «Мульт личность»Стенд для работы с детьми «Мульт личность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами созданием стенда для работы с детьми. Называется он "Мульт личность".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность
Опубликовано: 30 марта 2021 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Похвала как один из приёмов педагогического воздействия на личность» (включая файлы) размещена пользователем Нажабат Гаджимагомедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД