Суслова Наталья
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Как помочь ребенку в период адаптации»
Автор: воспитатель Суслова Н. Н
Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.
Джеффри Евгенидис
Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.
Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада. На протяжении нескольких лет, работая на малышах, могу сказать, что каждый малыш переносит адаптационный период по-разному. Задача, как можно быстрее и без стрессов, приучить ребенка к детскому саду, возлагается в основном на воспитателя и дошкольное учреждение, но и родитель не должен забывать, что он имеет тоже главную роль в этом. И мы должны вместе создать условия. Для того,чтобы малыш как можно лучше прошел адаптационный период, чувствовал себя как дома.
У каждого малыша наступает новая жизнь, когда он впервые входит в мир дошкольного детства. А начинается большая жизнь, как всегда, с адаптационного периода. Чтобы детский сад оказался для ребенка «светлым вторым домом», взрослым следует приложить много усилий.
При поступлении малыша в дошкольное учреждение происходит изменения стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Это четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребенка конечно же стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате этого нарушается сон, пропадает аппетит, появляются страхи, ребенок отказывается играть с другими детьми., и часто начинает болеть.
Есть несколько факторов, от которых зависит адаптационный период малыша :
1. Возраст (труднее всего переносят изменения дети от 1,5 лет-2)
2. Состояние здоровья и уровня развития ребенка
3. Биологический и социальный анамнез
В дошкольном учреждении попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям. Нужно максимально приблизить домашний режим к дошкольному. В некоторых случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Для того чтобы этого не произошло, нужен подход, комплексный подход к решению проблемы адаптации ребенка.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями. (можно начать е проводить до поступления в детский сад)
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленный на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», и «ребенок- ребенок» и обязательно включать разные игры и упражнения.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для начала необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание ходить в детский сад. В первую очередь, это зависит от умения и усилий воспитателей создать благоприятную атмосферу тепла и уюта, благожелательности в группе. Если ребенок почувствует это в первый день, то у него исчезнут волнения и страхи, и ему будет намного легче проходить адаптационный период.
Практически каждый малыш испытывает в первое время дискомфорт. Это размеры групповой комнаты, спальни. Они ему кажутся большими, не как дома. И чтобы малышу приятно было ходить в детский сад, нужно группу «одомашнить». Сделать домашнюю обстановку, с занавесками на окнах. Мебель лучше расставить, так как будто это маленькие комнаты, в которых ребенок будет чувствовать себя комфортно. Сделать комнату уединения, где ребенок может побыть один, может поиграть и отдохнуть.
Дети еще не особо владеют речью, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Некоторые из них просто боятся или стесняются. Невыраженные их эмоции, а особенно негативные могут накапливаться и прорываться слезами, которые со стороны выглядят непонятными,- никаких внешних причин нет для этого.
Психологи установили, что художественное творчество для ребенка это не только и не столько такое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Такой уголок творчества должен быть. Он должен быть свободным доступом детей к карандашам, бумаге. Когда возникнет потребность выразить себя, ребенок может взять карандаш и бумагу и решить проблему в любое время. Особенно им нравится рисовать фломастерами, маркерами оставляющие толстые линии. Опытному и внимательному воспитателю, можно понять, как в данный момент на душе у ребенка, по цвету карандаша, фломастера. Тоскливо или тревожно, или наоборот светло и радостно.
Игры с песком и водой. Такие игры имею большие развивающие способности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Такие игры действуют умиротворяюще. Подобные игры можно организовать летом, на улице. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема (ложки, сито, воронки, формочки, резиновые трубочки.)
По наблюдениям, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой., которая отличается от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно, возня других его отвлекает, не дает ему спать. Можно дать ребенку игрушку.
В период адаптации надо временно попытаться сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку, погладить по голове. Из своего опыта, это хорошо работает. И дети привыкают положительно. Адаптация практически проходит легко.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Такие маленькие дети привязаны очень к маме. Ребенку хочется, чтобы мама всегда была рядом. И мы воспитатели должны сделать все, для того чтобы малышам было комфортно. Очень хорошо будет сделать «семейный альбом» в этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так будет тосковать.
Конечно же, ни в коем случае нельзя насильно кормить малыша, укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного контакта со взрослым.
Работа с родителями.
Самое необходимое условие успешной адаптации-это согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Все привычки, особенности малыша выявить сразу сложно, но в беседе с родителями в ознакомительной беседе можно узнать, какой ребенок по характеру, какие черты поведения у него присутствуют, его интересы и склонности. Родителям можно порекомендовать первые дни приходить только на прогулку, чтоб ребенку проще было познакомиться с детьми, воспитателем.
Можно приводить не только на утреннюю и желательно на вечернюю. Здесь он может увидеть как родители приходят за другими детьми, как они радостно встречаются. Первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций детей при расставании.
Конечно, родители отдавая деток в сад, испытывают тревогу и волнение за его судьбу. Дети чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя-наша задача успокоить прежде всего взрослых. Предложить ему осмотреть групповые комнаты, спальни, рассказать чем будет заниматься их малыш. Познакомить с режимом дня, рассказать что режим-это важное.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам воспитателя, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Игры в адаптационный период
Основной задачей игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе –доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтоб ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Примеры таких игр :
«Иди ко мне» взрослый отходит на несколько шагов от ребенка и манит его ласково к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Ванечка пришел!» игра может повторяться несколько раз.
«Выдувание мыльных пузырей» на прогулке воспитатель выдувает пузыри. Пробует получить пузыри разными способами. Наступает на пузырь и спрашивает: «А куда же девался пузырь?». Дети заинтересованы в поиске пузыря.
«Покружимся», «Прячем Мишку», «Хоровод с куклой»
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие и застенчивые дети, чувствующие дискомфорт. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно с помощью пальчиковых игр.
«Кто в кулачке?» воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно кулаки сжимает, таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть сверчок? (сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай (выставить вперед большой палец)
Также и другие игры как: «Игра с кистями рук», «Покатаемся на лошадке» и другие игры которые могут развивать ребенка во всех направлениях.
Сгладить адаптационный период помогут также и физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если ребенок не расположен в данный момент к подвижным играм, можно почитать сказу, или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.