Получи документы

Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»

Суслова Наталья
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему «Как помочь ребенку в период адаптации»

Автор: воспитатель Суслова Н. Н

Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.

Джеффри Евгенидис

Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

Публикация «Консультация „Как помочь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах

Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.

Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада. На протяжении нескольких лет, работая на малышах, могу сказать, что каждый малыш переносит адаптационный период по-разному. Задача, как можно быстрее и без стрессов, приучить ребенка к детскому саду, возлагается в основном на воспитателя и дошкольное учреждение, но и родитель не должен забывать, что он имеет тоже главную роль в этом. И мы должны вместе создать условия. Для того,чтобы малыш как можно лучше прошел адаптационный период, чувствовал себя как дома.

У каждого малыша наступает новая жизнь, когда он впервые входит в мир дошкольного детства. А начинается большая жизнь, как всегда, с адаптационного периода. Чтобы детский сад оказался для ребенка «светлым вторым домом», взрослым следует приложить много усилий.

При поступлении малыша в дошкольное учреждение происходит изменения стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Это четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребенка конечно же стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате этого нарушается сон, пропадает аппетит, появляются страхи, ребенок отказывается играть с другими детьми., и часто начинает болеть.

Есть несколько факторов, от которых зависит адаптационный период малыша :

1. Возраст (труднее всего переносят изменения дети от 1,5 лет-2)

2. Состояние здоровья и уровня развития ребенка

3. Биологический и социальный анамнез

В дошкольном учреждении попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям. Нужно максимально приблизить домашний режим к дошкольному. В некоторых случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к детскому саду.

Для того чтобы этого не произошло, нужен подход, комплексный подход к решению проблемы адаптации ребенка.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями. (можно начать е проводить до поступления в детский сад)

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленный на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», и «ребенок- ребенок» и обязательно включать разные игры и упражнения.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для начала необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание ходить в детский сад. В первую очередь, это зависит от умения и усилий воспитателей создать благоприятную атмосферу тепла и уюта, благожелательности в группе. Если ребенок почувствует это в первый день, то у него исчезнут волнения и страхи, и ему будет намного легче проходить адаптационный период.

Практически каждый малыш испытывает в первое время дискомфорт. Это размеры групповой комнаты, спальни. Они ему кажутся большими, не как дома. И чтобы малышу приятно было ходить в детский сад, нужно группу «одомашнить». Сделать домашнюю обстановку, с занавесками на окнах. Мебель лучше расставить, так как будто это маленькие комнаты, в которых ребенок будет чувствовать себя комфортно. Сделать комнату уединения, где ребенок может побыть один, может поиграть и отдохнуть.

Дети еще не особо владеют речью, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Некоторые из них просто боятся или стесняются. Невыраженные их эмоции, а особенно негативные могут накапливаться и прорываться слезами, которые со стороны выглядят непонятными,- никаких внешних причин нет для этого.

Психологи установили, что художественное творчество для ребенка это не только и не столько такое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Такой уголок творчества должен быть. Он должен быть свободным доступом детей к карандашам, бумаге. Когда возникнет потребность выразить себя, ребенок может взять карандаш и бумагу и решить проблему в любое время. Особенно им нравится рисовать фломастерами, маркерами оставляющие толстые линии. Опытному и внимательному воспитателю, можно понять, как в данный момент на душе у ребенка, по цвету карандаша, фломастера. Тоскливо или тревожно, или наоборот светло и радостно.

Игры с песком и водой. Такие игры имею большие развивающие способности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Такие игры действуют умиротворяюще. Подобные игры можно организовать летом, на улице. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема (ложки, сито, воронки, формочки, резиновые трубочки.)

По наблюдениям, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой., которая отличается от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно, возня других его отвлекает, не дает ему спать. Можно дать ребенку игрушку.

В период адаптации надо временно попытаться сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку, погладить по голове. Из своего опыта, это хорошо работает. И дети привыкают положительно. Адаптация практически проходит легко.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Такие маленькие дети привязаны очень к маме. Ребенку хочется, чтобы мама всегда была рядом. И мы воспитатели должны сделать все, для того чтобы малышам было комфортно. Очень хорошо будет сделать «семейный альбом» в этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так будет тосковать.

Конечно же, ни в коем случае нельзя насильно кормить малыша, укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного контакта со взрослым.

Работа с родителями.

Самое необходимое условие успешной адаптации-это согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Все привычки, особенности малыша выявить сразу сложно, но в беседе с родителями в ознакомительной беседе можно узнать, какой ребенок по характеру, какие черты поведения у него присутствуют, его интересы и склонности. Родителям можно порекомендовать первые дни приходить только на прогулку, чтоб ребенку проще было познакомиться с детьми, воспитателем.

Можно приводить не только на утреннюю и желательно на вечернюю. Здесь он может увидеть как родители приходят за другими детьми, как они радостно встречаются. Первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций детей при расставании.

Конечно, родители отдавая деток в сад, испытывают тревогу и волнение за его судьбу. Дети чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя-наша задача успокоить прежде всего взрослых. Предложить ему осмотреть групповые комнаты, спальни, рассказать чем будет заниматься их малыш. Познакомить с режимом дня, рассказать что режим-это важное.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам воспитателя, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Игры в адаптационный период

Основной задачей игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе –доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтоб ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Примеры таких игр :

«Иди ко мне» взрослый отходит на несколько шагов от ребенка и манит его ласково к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Ванечка пришел!» игра может повторяться несколько раз.

«Выдувание мыльных пузырей» на прогулке воспитатель выдувает пузыри. Пробует получить пузыри разными способами. Наступает на пузырь и спрашивает: «А куда же девался пузырь?». Дети заинтересованы в поиске пузыря.

«Покружимся», «Прячем Мишку», «Хоровод с куклой»

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие и застенчивые дети, чувствующие дискомфорт. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно с помощью пальчиковых игр.

«Кто в кулачке?» воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно кулаки сжимает, таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть сверчок? (сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай (выставить вперед большой палец)

Также и другие игры как: «Игра с кистями рук», «Покатаемся на лошадке» и другие игры которые могут развивать ребенка во всех направлениях.

Сгладить адаптационный период помогут также и физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если ребенок не расположен в данный момент к подвижным играм, можно почитать сказу, или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Публикации по теме:

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку» Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 08:13
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»» (включая файлы) размещена пользователем Суслова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД