Александра Макарова
Использование дидактических игр при ознакомлении детей средней группы с профессией врача
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка множество вопросов.
Публикация «Использование дидактических игр при ознакомлении детей средней группы с профессией врача» размещена в разделах
- Врач, больница. Игры, дидактические пособия
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Дидактические игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Как известно, для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает мир, узнает основные типы отношений, начинает понимать различные нюансы жизни. Также, играя, старший дошкольник приучается и к труду, потому что игра и труд неразрывно связаны между собой.
Формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обосновано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
(ФГОС ДО) : «Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда)».
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Ознакомление детей средней группы с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности дошкольника отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо и другие, так и отечественных:, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и другие.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра – игра обучающая. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Значение дидактических игр заключается в том, чтобы способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитию умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Вопросы теории и практики дидактической игры изучали такие исследователи как: Н. А. Аникеева, А. К. Бондаренко, Р. С. Буре, Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, А. П. Усова, Г. П. Щедровицкий. Д. Б. Эльконин и другие.
Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность использования игровой деятельности в обучении дошкольников. Ознакомление с трудом взрослых ставит своей целью - дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью ознакомления детей средней группы с профессией врача посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Все вышеперечисленное послужило определению проблемы исследования: при каких условиях использование дидактических игр при ознакомлении детей средней группы с профессией врача будет эффективным?
Объект исследования: ознакомление дошкольников с миром профессий как компонент познавательного развития.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство ознакомления детей средней группы с профессией врача.
Целью работы является: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий эффективности использования дидактической игры при ознакомлении детей средней группы с профессией врача.
Гипотеза исследования: ознакомление детей средней группы с профессией врача при использовании дидактической игры будет эффективным, если:
-использовать дидактические игры в организованной образовательной деятельности и вне ее;
- при подборе и проведении игр учитывать результаты диагностики уровня знаний о профессии врача у детей средней группы;
-перед использованием игры проводить беседу о профессии врача;
-использовать разнообразные виды дидактических игр : игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть значимость ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями.
2. Обосновать сущность дидактической игры, раскрыть её функции и представить классификацию дидактических игр.
3. Определить возможности дидактической игры в ознакомлении детей средней группы с профессией врача
4. Выявить уровень знаний о профессии врача у детей средней группы МБДОУ «Детский сад №95»
5. Подобрать и провести серию дидактических игр по ознакомлению с профессией врача детей средней группы.
6. Проанализировать полученные результаты и разработать методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей средней группы с профессией врача.