Елена
Игра как средство воспитания
▼ Скачать +Заказ
«Игра как средство воспитания»
По мнению выдающегося педагога и психолога в сфере дошкольного образования и воспитания Д. Б. Эльконина, данная тема служит подробному рассмотрению, а также актуальна, как мы считаем, и по сей день. В 1979 году он опубликовал работу «Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте», в которой описал недостаточное внимание педагогов и психологов к детской игре. Автор отметил также, что «У нас нет ни одной лаборатории, которая бы специально занималась исследованиями игры, отсутствует центр по координации работ, ведущихся в различных учреждениях» [6, с. 352–353].
Публикация «Игра как средство воспитания» размещена в разделах
Постоянно изучать детскую игру необходимо, потому что она имеет огромное значение для развития ребёнка. И поэтому в связи с изменением общества происходит изменение детской игры.
Главное предназначение детской игры заключается в том, что благодаря игре ребенок познает «общественное значение предметов» и «общественное значение взрослых» [6, с. 68–69]. Благодаря детской игре ребенок познает окружающий мир на уровне предметов и на уровне людей.
Значение детских игр настолько велико, что их теоретическое и практическое изучение является необходимым для процесса воспитания молодого поколения.
Воспитание мы рассматриваем, как процесс передачи социального опыта, характерный для конкретного общества, который обеспечивает формирование качеств личности и отношений, значимых для данного общества. Оно находит отражение в разных направлениях, таких как физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и т. д. [1].
Знаменитый советский педагог и писатель А. С. Макаренко понимал воспитание не только как процесс социальный, но и считал, что нужно воспитывать не отдельную личность, а личность в коллективе, то есть влияние коллектива на личность должно составлять основную установку воспитания [3, с. 35]. Макаренко рассматривал проблему воспитания в работах «Педагогическая поэма», «Воспитание в семье и школе», «Книга для родителей», «Семья и воспитание детей».
Проблемой воспитания занимались такие выдающиеся ученые, как Ф. Фребель, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский и другие. Важно отметить то, что А. С. Макаренко большое место в воспитательной работе с детьми отводил игре, оценивал каждую игру по её результатам. Он понимал игру не только как средство подготовки детей к жизни и деятельности, но и как саму жизнь и важную деятельность детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала радость жизни, прививала детям любовь и интерес к ней.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей [2, с. 15]. Необходимо обратить внимание на то, что игра является естественной формой проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.
У детской игры есть важное качество – самостоятельность. Ведь игра – это мир практической деятельности ребенка, где удовлетворяются и физические, и духовные потребности, а также одновременно развиваются ум и воля. В играх детей отражаются не только взаимоотношения взрослых, но также и общественные отношения, а потому педагог видит большую воспитательную ценность игры в том, что в ходе ее формируются социальные отношения детей, приобретается умение выступать в разных позициях – командующего, подчиненного и т. д. [4, с. 4].
Все игры А. С. Макаренко направлены на развитие личности ребёнка, они проходили ярко, имели красочные декорации, чёткие рекомендации и инструкции проведения. Опыт Антона Семеновича Макаренко является предпосылкой к изучению, развитию и применению в воспитании детей игр различной направленности.
На современном этапе развития человечества игра претерпела огромное количество изменений. На сегодняшний день в практике появилось такое понятие как «спонтанная городская игра».
Под современной спонтанной городской игрой мы понимаем игры, в которые играют современные городские дети в системе свободного спонтанного общения во дворе дома, в школе, в загородном лагере, на отдыхе.
По внешним характеристикам игры можно разделить на подвижные, настольные и словесные. К подвижным играм мы относим «боулинг», «лапта», «пейнтбол», «сантики – фантики – лимпопо», «казаки-разбойники»; к настольным относятся «твистер», «монополия», «конструктор LEGO»; к словестным относятся «есть контакт», «мафия», «шарада», «фант».
Поскольку игра имеет значение не только для интеллектуального и физического развития ребенка, но и в целом для развития всех личностных качеств, то можно сказать с уверенностью, что данные игры полностью отражают весь воспитательный процесс.
Педагог и новатор А. С. Макаренко четко понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении целей, поставленных педагогом. Необходимо создавать комплексы игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания [5, с. 81].
Таким образом, в игре ребенок получает опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, контролировать свои действия при выполнении домашнего задания.
Соглашаясь с мнением А. С. Макаренко, необходимо сказать, что воспитательная роль детской игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
Использование детских игр в воспитательном процессе в современном обществе – явление не только закономерное, но и необходимое.