Получи документы

Игра как средство воспитания

Елена
Игра как средство воспитания
▼ Скачать +Заказ

«Игра как средство воспитания»

По мнению выдающегося педагога и психолога в сфере дошкольного образования и воспитания Д. Б. Эльконина, данная тема служит подробному рассмотрению, а также актуальна, как мы считаем, и по сей день. В 1979 году он опубликовал работу «Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте», в которой описал недостаточное внимание педагогов и психологов к детской игре. Автор отметил также, что «У нас нет ни одной лаборатории, которая бы специально занималась исследованиями игры, отсутствует центр по координации работ, ведущихся в различных учреждениях» [6, с. 352–353].

Публикация «Игра как средство воспитания» размещена в разделах

Постоянно изучать детскую игру необходимо, потому что она имеет огромное значение для развития ребёнка. И поэтому в связи с изменением общества происходит изменение детской игры.

Главное предназначение детской игры заключается в том, что благодаря игре ребенок познает «общественное значение предметов» и «общественное значение взрослых» [6, с. 68–69]. Благодаря детской игре ребенок познает окружающий мир на уровне предметов и на уровне людей.

Значение детских игр настолько велико, что их теоретическое и практическое изучение является необходимым для процесса воспитания молодого поколения.

Воспитание мы рассматриваем, как процесс передачи социального опыта, характерный для конкретного общества, который обеспечивает формирование качеств личности и отношений, значимых для данного общества. Оно находит отражение в разных направлениях, таких как физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и т. д. [1].

Знаменитый советский педагог и писатель А. С. Макаренко понимал воспитание не только как процесс социальный, но и считал, что нужно воспитывать не отдельную личность, а личность в коллективе, то есть влияние коллектива на личность должно составлять основную установку воспитания [3, с. 35]. Макаренко рассматривал проблему воспитания в работах «Педагогическая поэма», «Воспитание в семье и школе», «Книга для родителей», «Семья и воспитание детей».

Проблемой воспитания занимались такие выдающиеся ученые, как Ф. Фребель, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский и другие. Важно отметить то, что А. С. Макаренко большое место в воспитательной работе с детьми отводил игре, оценивал каждую игру по её результатам. Он понимал игру не только как средство подготовки детей к жизни и деятельности, но и как саму жизнь и важную деятельность детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала радость жизни, прививала детям любовь и интерес к ней.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей [2, с. 15]. Необходимо обратить внимание на то, что игра является естественной формой проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.

У детской игры есть важное качество – самостоятельность. Ведь игра – это мир практической деятельности ребенка, где удовлетворяются и физические, и духовные потребности, а также одновременно развиваются ум и воля. В играх детей отражаются не только взаимоотношения взрослых, но также и общественные отношения, а потому педагог видит большую воспитательную ценность игры в том, что в ходе ее формируются социальные отношения детей, приобретается умение выступать в разных позициях – командующего, подчиненного и т. д. [4, с. 4].

Все игры А. С. Макаренко направлены на развитие личности ребёнка, они проходили ярко, имели красочные декорации, чёткие рекомендации и инструкции проведения. Опыт Антона Семеновича Макаренко является предпосылкой к изучению, развитию и применению в воспитании детей игр различной направленности.

На современном этапе развития человечества игра претерпела огромное количество изменений. На сегодняшний день в практике появилось такое понятие как «спонтанная городская игра».

Под современной спонтанной городской игрой мы понимаем игры, в которые играют современные городские дети в системе свободного спонтанного общения во дворе дома, в школе, в загородном лагере, на отдыхе.

По внешним характеристикам игры можно разделить на подвижные, настольные и словесные. К подвижным играм мы относим «боулинг», «лапта», «пейнтбол», «сантики – фантики – лимпопо», «казаки-разбойники»; к настольным относятся «твистер», «монополия», «конструктор LEGO»; к словестным относятся «есть контакт», «мафия», «шарада», «фант».

Поскольку игра имеет значение не только для интеллектуального и физического развития ребенка, но и в целом для развития всех личностных качеств, то можно сказать с уверенностью, что данные игры полностью отражают весь воспитательный процесс.

Педагог и новатор А. С. Макаренко четко понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении целей, поставленных педагогом. Необходимо создавать комплексы игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания [5, с. 81].

Таким образом, в игре ребенок получает опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, контролировать свои действия при выполнении домашнего задания.

Соглашаясь с мнением А. С. Макаренко, необходимо сказать, что воспитательная роль детской игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

Использование детских игр в воспитательном процессе в современном обществе – явление не только закономерное, но и необходимое.

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство воспитания
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 12:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД