Диля Бедретдинова
Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для малыша детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения. Вот только некоторые проблемы малыша, который испытывает «стресс космонавта», при адаптации к детскому саду :
Публикация «Консультация „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
• отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
• необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
• постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
• внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждому малышу;
• необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И влечет такие проблемы как:
• Нарушения сна. Малыш может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
• Снижение или потеря аппетита.
• Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
• Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что ребенок «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
• Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
• Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
• Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
• Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним, гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций.
• Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может часто болеть.
Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Большинство детям для этого достаточно двух трех недель, а некоторым два- три месяца. Из личного опыта хочу добавить, что дети, которые начинают плакать с первого дня, привыкают намного быстрее, чем дети, которые первые дни ходят с удовольствием, но, когда проходит новизна они начинают плакать. И адаптация у этих малышей затягивается надолго. Итак, психологи выделяют:
1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок :
• входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
• смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
• может при необходимости попросить о помощи;
• сам способен завязывать контакты;
• может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
• находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
• в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
• принимает установленные правила поведения;
• нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
• умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.
2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.
Малыш, переживающий адаптацию средней степени :
• соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
• после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
• адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
• может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.
3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.
При этом типе адаптации малыш :
• не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
• встревожен, замкнут;
• не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
• не может развернуть игру;
• пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.
Помочь ребенку, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.
Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:
До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:
• самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
• умываться;
• одеваться и раздеваться;
• пользоваться горшком;
• пользоваться носовым платочком.
Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.
Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».
Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:
• 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
• 8-30 – время прихода в садик;
• 8-40 – прием завтрака;
• 10-30 –12-00 – прогулка;
• 12-15 – 12-45 – обед;
• 13-00 – 15-00 – дневной сон,
• 15-30 – полдник.
Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.
Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.
Не пугайте садиком
Если малыш возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!