Надежда Игнатенкова
Методы экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ№86
г. Санкт-Петербург Фрунзенского района
Статья для публикации
Тема: «МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила:
Воспитатель: Игнатенкова
Надежда Павловна
2024 год
«МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать, прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества!
Что составляет сущность экологического воспитания
Воспитывая детей, мы должны особое внимание уделять следующим вопросам:
• осознанию ребёнком себя, как части природы
• формированию эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость
• пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Содержание статьи:
1. Что такое метод, характеристика методов.
2. Наблюдение, как метод экологического образования детей дошкольного возраста
3. Понятие наблюдения, виды наблюдения
4. Требования к организации наблюдения 5. Использование методов, экологического образования детей дошкольного возраста, в разных возрастных группах
Метод –это способ совместной деятельности взрослого и ребёнка, направленный на решение воспитательных и образовательных задач.
Характеристика методов, три группы метода обучения:
Наглядные:
- наблюдение
- рассматривание картин, иллюстраций
- демонстрация поделок, просмотр фильмов
Практические:
-игра, труд, опыты, моделирование Словесные:
- рассказ воспитателя
- чтение книг о природе
- логические, речевые задачи
Наблюдение –это целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Для экологической, образовательной деятельности, давайте проговорим о видах наблюдений, они бывают: кратковременные, длительные, и по способу организации детей.
К кратковременному наблюдению, можно отнести рассматривание дерева или несколько деревьев на участке детского сада, в зависимости от возрастной группы детей на прогулке.
Длительное наблюдение, требует определённый отрезок времени: за ростом, развитием определённого растения, по методике Елизаветы Ивановны Тихеевой — российского и советского педагога, крупнейшего специалиста по дошкольному воспитанию детей, фиксация детских впечатлений и записей – отметок в блокноте.
По способу организации детей: это фронтальное наблюдение, на прогулке за состоянием погоды, (её описания) за объектами- это могут быть, (кустарники, деревья, клумба с цветами, а также (составления короткого рассказа детьми)
Подгрупповое наблюдение: разделение детей на малые группы, например, это может быть наблюдение за червячками, муравьями, птицами (увидеть их повадки). Осенью - за листочками, сравнение их форм, дети с интересом рассматривают, размышляют и вспоминают к какому дереву относится упавший, осенний листик. Зимой - за льдинками на лужах и таянием снега. Весной –за пробуждением всей природы, появлением почек, листочков, цветением растений. Летом –за насекомыми!
Индивидуальное наблюдение: на прогулке, в группе «центра природы». Общение с ребёнком по наводящим вопросам темы (Рассмотри, покажи, расскажи «Что изменилось?» вспомним названия, «Что больше нравится?» «Как называется?»
К организации наблюдения, относятся семь требований:
• цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспомнить, искать ответ на поставленный вопрос.
• для каждого наблюдения, воспитателю необходимо отбирать не большой, круг знаний, представление об объектах природы. Каждое наблюдение, должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
• предусмотреть системность, при этом формируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
• наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей: постановка конкретной, доступной задачи, использовать обследование, привлечение к экспериментальной, опытной деятельности, вопросы к детям – «пробудить» мысль ребёнка. • пробуждать, формировать интерес к природе, желание больше узнать.
• знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться и в других методах и форм работы.
• у ребёнка должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте и отношении к нему.
Использование методов, экологического образования детей дошкольного возраста, в разных возрастных группах.
Младшая группа: с помощью картин, иллюстраций с домашними животными, которые знакомы детям. Воспитатель задаёт вопросы: Кто? Что? Обозначает крупные объекты и создаёт их образ, просит показать на картинке. Затем обращает внимание на событие, действие: «Что делают?» На данной возрастной группе речь идёт от воспитателя: пояснение, короткий эмоциональный рассказ преобладает над речью детей. Даёт чёткие определения, названия. Дополняет разными движениями, звукоподражанием, участие детей в подвижной игре изображая животных.
Средняя группа: Воспитатель активизирует речь детей, просит подробно отвечать на вопросы: «Какой, Какая, Сколько, Как? Зачем? И предлагает говорить простыми фразами. В группе необходимо использовать стихи, загадки, сказки с известными, любимыми персонажами «АЙБОЛИТ»,
«ЧИПОЛЛИНО» и др. Речь детей не только активизируется, но и обогащается их словарный запас- это очень важно!
Старший дошкольный возраст: На старших группах можно рассматривать картины природы, можно «выходить» за пределы изображения картины: вообразить, домыслить и сказать! Рассматривать несколько картин одновременно, сравнивать, сделать акцент на то, что больше понравилось!
Знакомить детей с «ЭКОСИСТЕМОЙ», дикими обитателями в природе, например: «Как белка передвигается по деревьям?» т. е, как приспособлено строение ног в этой среде. «Как строит «дом» свой? «Как защищается от врагов?»
В заключении статьи, хочется отметить большой вклад великих педагогов в дошкольное воспитание и образование:
Е. Н. Водовозова рекомендовала использовать опыты, как метод ознакомления дошкольников с природой. Она считала, что опыты делают мысль ребёнка более деятельной, активизируют её, способствуют самостоятельности мышления, приучают детей к анализу.
Педагог предлагала устраивать для детей 6–7 лет «маленький естественноисторический кабинет» (уголок природы) для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нём нужно было сосредоточить всё необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, плошки с посадками, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными.
Е. И. Тихеева подчёркивала силу воспитательного влияния природы на ребёнка. Она считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда в природе. По её мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник - тем полнее он познаёт окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребёнка, формирует его речь.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
2. «Мир природы и ребенок» (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед. учебн. заведений по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А. Каменева, Н. Н.
Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб. : АКЦИДЕНТ,1998. - 319 с. :
ил. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное