Лебедева Ксения
Методическая система учителя
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая система
учителя французского языка Лебедевой Ксении Александровны
«Применение современных образовательных технологий на уроке французского языка как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»
В современной образовательной системе наряду с традиционными методами обучения, все чаще используются современные образовательные технологии. В своей работе чаще всего я использую такие технологии как: информационно-коммуникативная, игровая, проектная, сторителлинг, синквейн.
Публикация «Методическая система учителя» размещена в разделах
Применение данных технологий позволяет решать ряд актуальных задач: активизировать процесс понимания и запоминания информации, повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению французского языка, снять языковой барьер и создать непринужденную атмосферу на уроке.
Основной целью моей методической системы я вижу воспитание у обучающихся любви и уважения к французскому языку и к культуре франкоговорящих стран.
Методы, применяемые на моих уроках: проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы, которые я активно применяю на своих уроках – это, прежде всего, парная работа, а также работа в группах и индивидуальная работа.
Современные информационно- коммуникативные технологии позволяют сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным, обеспечивают большую наглядность и интерес обучающихся. Таким образом повышается познавательная активность и мотивация к усвоению знаний за счет разнообразия форм работы. В своей работе я часто использую информационные технологии обучения, что позволяет преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания материала, а главное поднять на более высокий уровень интерес детей к учёбе. Использование компьютера решает проблему дефицита наглядности и её подвижности, помогает быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе. Мои учащиеся часто выполняют и защищают презентации на заданную тему. Задания такого рода развивают навыки самостоятельного поиска и анализа информации, умения работать с мультимедийной презентацией, а также навыки ораторского мастерства и умение работать с аудиторией.
Проектная технология предполагает развитие у обучающихся способности самостоятельно добывать знания. Очевидно, что знания добытые самостоятельно, наиболее прочны и эффективны. Обучающиеся получают стимул для дальнейшей учебы, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Проектная технология позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В процессе работы на проектом у обучающихся развиваются их творческие возможности, а также умения самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в городских и районных исследовательских и творческих проектных конкурсах. В прошлом году мы приняли участие в конкурсе исследовательских работ «О, сколько нам открытий чудных…», результатом которого стал проект «Влияние французских балетмейстеров на становление русского балета». В этом году мои ученики поучаствовали в исследовательском проектном конкурсе «Города-побратимы».
Игровые технологии наиболее часто применяются в начальной школе и являются отличным способом для закрепления и отработки информации. Игровая организация учебного задания активизирует познавательные процессы школьников, повышает интерес к изучаемому предмету. Через систему сюжетно-ролевых игр дети усваивают общественные нормы, установки, ценности. В процессе игры происходит самореализация, игровая деятельность дает возможность практиковаться в различных формах жизнедеятельности, в том числе, в коммуникации. На моих уроках обучающиеся часто ставят небольшие сюжетные сценки или разыгрывают диалоги в предложенной ситуации.
Технология сторителлинг в переводе с английского языка означает «рассказывание истории». Сторителлинг – это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставляя нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать при создании сторителлинга:
В истории должен быть персонаж со своими особенностями характера;
Главный герой должен вызывать симпатию;
Изложение фактов – это еще не история. Фактам нужны эмоции, ну и чувство юмора;
Особенно важные истории для детей- это истории из их повседневной жизни, такие истории им более понятны.
Расскажу о том, как я применяю сторителлинг в своей практике. Ежегодно мои учащиеся принимают участие в городском фестивале комиксов на французском языке. Приступая к работе над комиксом, ребята придумывают сюжет, главных персонажей, интригу. То есть, создают историю. На первом этапе работы над комиксом мы используем такие активные методы, как работа в малых группах, когда класс делится на небольшие команды и каждая из команд придумывает свою сюжетную линию комикса, все члены команды участвуют в работе, практикуют навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). А затем мы используем метод BarCamp, или антиконференция, когда учащиеся выступают со своими идеями и предложениями по созданию комикса. Далее путем голосования происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. На втором этапе происходит написание сценария на иностранном языке, когда учащиеся работают индивидуально каждый со своим кусочком текста. А группа учащихся приступает к созданию комикса. На третьем этапе происходит самое интересное: защита комикса. Дети на иностранном языке рассказывают историю о том, что происходит с главными героями.
Технология синквейн. Синквейн представляет собой стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.
4 строка – фраза-афоризм, выражающее отношение автора к теме.
5 строка – заключение в форме существительно, выражающее личное мнение автора синквейна к теме.
Составляя синквейн, обучающийся реализует свои творческие и интеллектуальные возможности. Это отличный способ подведению итога, рефлексии и анализа полученной информации. Кроме того, синквейн развивает у обучающихся умение слушать друг друга, увеличивается их интеллектуальный потенциал и расширяется словарный запас.
Мои учащиеся очень любят технологию синквейн. Она позволяет им выразить свое отношение к изучаемой теме и свое отношение к определенным проблемам.
Участие учащихся во
внеурочной деятельности по французскому языку
Дополнительное образование в школе даёт возможность использовать потенциальные возможности детей для получения более высокой результативности обучения предмету с целью удовлетворения существующих в обществе потребностей иноязычного общения в различных сферах деятельности. Система дополнительного образования предполагает создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области профиля программы и времени ее освоения, педагога, а также способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству. В процессе реализации программ дополнительного образования создаются условия для самореализации, самопознания, самоопределения личности. Кроме того, вовлечение детей во внеурочную деятельность, дополнительно стимулирует их желание к изучению языка.
В своей работе как педагог дополнительного образования, я реализую несколько общеобразовательных общеразвивающих программ: «Талантливые дети», «Диалог культур», «Моя загадочная Франция», «Играем и поем по-французски». Система дополнительного образования позволяет расширить и углубить знания по предмету, подготовиться к участию в предметных олимпиадах и конкурсах. Ежегодно в рамках дополнительного образования мои учащиеся принимают участие в многодневной лингвистической игре «Выходные по-французски» на базе ДОЛ Заря, ставят спектакли на французском языке для городского театрального фестиваля «Малая рампа», выступают на городском Фестивале песни на французском языке.
Работая много лет в дополнительном образовании, я отметила, что у детей, которые посещают мои объединения, повышается интерес и мотивация к изучению французского языка, они стали более уверенными, у них продает языковой барьер.