Светлана Касимцева
Место дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена методике работы со сказками для раскрытия духовно-нравственных качеств детей-дошкольников. Авторы рассказывают о преимуществах работы с дидактической сказкой и выделяют группы тем для работы с определенными сказками.
Публикация «Место дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственные качества; дидактическая сказка; дети дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста формируются и активно развиваются духовно-нравственные ориентиры человека. Именно в период до 6-7 лет важно заложить и развить в ребенке такие качества, как уважительное отношению к людям, ответственность, бережное отношение к природе, личностные качества, которые во взрослой жизни, патриотизм, гуманность по отношению к окружающим и пр.
Дошкольный период важен для духовного развития личности. В этот период необходимо систематическая педагогическая деятельность, направленная на ознакомление воспитанников с нормами морали и нравственности. Важно через разные виды деятельности сформировать у детей представление о человечности, научить их нести ответственность за свои решения, анализировать поступки и мысли, привить воспитанникам мысль о бережном отношении к семье, другим людям, животным, природе в целом, заботиться о сохранении и приумножении культурных традиций своей малой родины;
Духовно-нравственное воспитание берет начало в дошкольном возрасте и продолжает на протяжении всей жизни человека. Поэтому одной из важных задач современного образования является оптимизация процесса духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Выделим основные направления в работе по развитию духовно-нравственных качеств у воспитанников :
Дидактические сказки, разработанные или переработанные специально для формирования у воспитанников духовных и нравственных ориентиров, занимают особое место в педагогической системе.
Дидактическая сказка актуальна и особенно эффективна при работе с дошкольниками и/или учениками первых-вторых классов.
Главная цель, которая реализуется через дидактическую сказку – это создание такой воображаемой ситуации, в которой ребенок открывает для себя некое новое знание, умение или навык. Задача педагога на этом этапе - объяснить смысл и доказать важность того или иного нравственного действия и поступка. Также важно, чтобы ребенок самостоятельно закрепил результат, т. е. воспользовался новоприобретенным знанием, поэтому желательно заканчивать работу со сказкой небольшим тематическим заданием.
Дидактическая сказка имеет богатый потенциал. С ее помощью можно познакомить ребенка с множеством знаний, развить разнообразные навыки и умения.
Вся прелесть такой сказки в ее скрытых воспитательных и образовательных возможностях. Например, простая история, в которой рассказывается, почему вежливость необходима в общении с окружающими людьми, сильнее повлияет на дошкольника, ярче запомнится, и, как следствие, больше шансов, что ребенок будет ориентироваться на такую модель поведения. Замаскированная под сказку история о помощи старшим формирует у ребенка такие качества как доброта и сопереживание. Через сказку лучше усваиваются и осваиваются многие практические навыки. Например, таким образом можно научить ребенка самостоятельно раскладывать по местам свои вещи или одеваться/обуваться.
Таким образом, сказка позволяет замотивировать ребенка, в ненавязчивой, игровой форме не только научить и приучить воспитанника выполнять разные рутинные действия, но развивать в ребенке нравственный потенциал.
Сказочные герои становятся для ребенка не только предметом для наблюдения, но, зачастую и образом для подражания. Ребенок сопереживает герою, концентрируется на его истории и тем самым учиться анализировать ситуации успеха и неудачи, моменты нравственного выбора, учиться рассуждать и аргументировать свое мнение.
Эффективность дидактической сказка еще и в том, что она идеально подходит для реализации воспитательных целей. На базе сказочных историй воспитанники осмысляют различные конфликты в отношениях между людьми, пытаются разобраться в таком сложном для маленького ребенка понятии как «этическая норма». В конце концов сказка – это лучший способ для формирования нравственных ценностей и идеалов.
В своей работе с дошкольниками мы использовали следующие сказки для развития разных качеств и проработки моделей поведения в социуме:
Педагогический потенциал сказок велик, это отмечает в своих работах Короткова Л. Д., указывая на то, что «поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных»» [1, С. 10]. «Почти во всех сказках, известных ныне, есть элемент дидактизма, но есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, и следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью».[1, С. 11].
Также отметим поучительно-назидательную специфику русских народных сказок, в которых нравственные идеалы и моральные истины играют важную роль в структуре повествования.
Выделим ключевые моменты в использовании дидактической сказки для духовно- нравственного воспитания детей-дошкольников :
Ребенок с помощью воспитателя самостоятельно разбирается в простых житейских ситуациях, начинает развивать свою самостоятельность;
Через сказку ребенок впервые сталкивается с опытом других людей, с народной мудростью, тем самым учится не только обрабатывать и анализировать для себя новую информацию, но и усваивает культурный, нравственный код.
·Сказка становится первой ступенькой для связи ребенка с историей своей малой родины и своей страны.
Как отмечает Е. И. Удальцова, обучающая задача, поставленная в дидактической сказке, имеет для ребенка явные преимущества. Дошкольник, увлеченный историей и игрой, не воспринимает происходящее как процесс обучения, хотя «при этом постоянно присутствуют затруднения, требующие перестройки его представлений и способов действия, в частности осознанности поведения» [2].
Один важнейшие плюсов в работе с дидактической сказкой – это ее «эмоциональная близость» к ребенку. Правильно подобранная сказка позволит дошкольнику не только избавиться от страха, неуверенности, эмоциональной зажатости, но и поможет обрести уверенность в себе и своих силах.
Как отмечает О. В. Гударева, «важно, чтобы знания во время прослушивания или проигрывания дидактической сказки не подавались детям в готовой форме, а формировались бы в самом процессе, где дети конструируют собственную реальность в пространстве сказки; учатся тому, что еще не умеют, не пробовали» [3].
Исследователи (например. Г. З. Праздников, Л. В. Круглова) отмечают, что «дидактическая сказка обращается к глубинному «Я» ребенка, помогая ему осознавать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сильные впечатления от сказки остаются на всю жизнь, таким образом, сказка учит жить»[4].
Итак, дидактическая сказка является эффективным методом в педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие духовно-нравственной составляющей у детей-дошкольников.
Список литературы
1. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л. Д. Короткова. – М., 2008. – 25 с.
2. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» / Е. И. Удальцова. – Минск: «Народная асвета»,1976. – С. 100-104.
3. Гударева О. В. Игра современных дошкольников / О. В. Гударева // Прикладная психология. 2014. – №2. – С. 51-56.
4. Праздников, Г. З., Дедешко Л. В., Круглова Л. В. Роль сказки в духовно- нравственном воспитании детей / Г. З. Праздникова, Л. В. Дедешко, Л. В. Круглова // Практика управления ДОУ, 2013. №8. – С. 63-68.
Касимцева Светлана Васильевна, воспитатель 1 кк, МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11, г. Борисоглебск
Мишина Людмила Петровна, воспитатель 1 кк, МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11, г. Борисоглебск