Ирина Козина
Культурно-гигиенические навыки у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Навыки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. При воспитании культурно – гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих.
Публикация «Культурно-гигиенические навыки у детей» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети самостоятельно должны и могут освоить, что надо мыть руки перед едой, после пользования уборной, по возвращению с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном, но и перед дневным, особенно летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенок должен уметь полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы.
Со второго года жизни, дети должны уметь подставлять руки под струю воды в умывальнике, смывать мыльную пену с рук, вытираться полотенцем, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться салфеткой, носовым платком и тому подобное.
Трехлетние дети уже должны есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, правильно держать ложку, самостоятельно закатывать рукава перед умыванием, пользоваться мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем.
Для обеспечения самостоятельным действиям по уходу за собой создайте ребенку удобство и комфортность.
Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены: полотенца, расческу для расчесывания волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине.
Все предметы личной гигиены для ребенка следует подбирать с учетом его возрастных возможностей и антропометрических особенностей.
Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:
спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка,
его желание быть самостоятельным;
в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте
положительное отношение к чистоте, опрятности;
организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно
будет выполнять определенные действия ;
поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые
неуклюжие;
ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;
не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится
самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.
Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.
Напомните ребёнку, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме этого, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия. Стремление заслужить похвалу является именно тем стимулом, побуждающим ребенка дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой. И только потом, когда вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило, когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в чистоте.
Для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур.