Ирина Моисеева
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая культура человека
– показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, педагогов, ведущих различного рода передач на телевидении и радио, для дикторов, лекторов, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Особенно важна культура речи для педагогов и родителей, так как их речь является образцом для речи детей. Дети запоминают и воспроизводят речь как норму произношения: если неправильно употребляет слово мама, папа или педагог, то и ребёнок будет произносить его точно так же.
Поэтому я хотела бы обратить Ваше внимание на те речевые ошибки в употреблении слов, которые встречаются наиболее часто, в том числе и в речи педагогов.
1. Употребление ударений в словах
Начнём с общераспространённых ошибок в употреблении ударений в слове.
Все мы знаем, что ударение может иметь смыслоразличительное значение: кружки – кружки, замок – замок и т. д. Но есть много слов, где ударение не играет такой роли, а слово из-за смещения ударения произносится неправильно:
1) в слове «досуг» ударение падает на гласный У, неправильно говорить «досуг». Это слово не употребляется также во множественном числе: выражение «организация досугов» неверно, правильно говорить «организация досуга» (досуг – это свободное время человека, и «организация досугов» звучит как организация свободных времён, а это неправильное выражение);
2) слово «торт» во множественном числе употребляется как «торты», но не «торты»;
3) слово «средство» во множественном числе звучит как «средства», а не «средства»;
4) в слове «свёкла» ударение падает на первый гласный, «свекла» – это неверное употребление слова.
Можно возразить, что это не столь суть важно, но у каждого предмета, явления есть своё название, в том числе и своё ударение. Мы не зовём Катю Катя, Татьяну – Татьяна, телевизор – телевизор и т. д.
5) особый случай – это слово «звонить». Очень часто можно услышать «ты позвонишь», «мы созвонимся». Это неправильное произношение. Ударение падает только на гласный И: «позвонишь, созвонимся». Ведь мы не говорим: «Мы звонили» или «Ты звонил», «Я звоню».
Вспоминается такой случай: как-то на родительском собрании я говорила о необходимости правильного употребления слов. Одна родительница рассказала, как их учительница по русскому языку и литературе научила правильно употреблять это слово. Она сказала детям, что, как только они слышат в слове «звонить» или в его производных созвучие «вонь» – значит, это неверное произношение слова. Вот так на ассоциативном уровне дети научились говорить верно.
6) А вот в слове «творог» ударение может падать и на первый гласный, и на второй: творог - творог – оба слова будут в произношении верны, так же как и слова: иначе – иначе, обух – обух.
2. Следующая группа ошибок – употребление множественного числа имён существительных в родительном падеже.
1) Правильно говорить «носков», но «чулок» (ни в коем случае: «много носок и много чулков»);
2) правильно говорить «много апельсинов», «много помидоров». Предложения «Взвесьте мне помидор» можно понять как просьбу взвесить один помидор;
3) А вот слово «1 грамм» во множественном числе может употребляться и как «много граммов», и как «много грамм» (см. Словарь Ожегова С. И. и Шведовой И. Ю. М. 1997г.).
3. Ошибки при употреблении глаголов.
Ещё хочу остановиться на ошибках при употреблении глаголов:
1) с частицей «ся». Это частица обозначает действие, направленное на себя, по отношению к самому себе: «расчёсываюсь» – расчёсываю самого себя, «умываюсь» – умываю себя, «собираемся» – собираем себя и т. д.
Очень распространённая ошибка говорить «играемся», «играюсь», «играйся». Это значит – «играем себя», то есть берём себя как марионетку и играем.
Это абсурдное употребление слова.
2) Особым случаем являются слова «одевать», «одеваться», «надевать».
Если мы одеваем кого-то, то правильно говорить «одеваем». Например, мама одевает дочку.
Если на себя что-то – то «надеваем»: «Я надеваю свитер, платье и т. д.». Неправильно говорить: «Я одеваю шубу, платье и т. д.».
Слово «одеваюсь» с возвратной частицей –СЯ выражает смысл «одеваю себя»: «одеваюсь в таком-то магазине» или «одеваюсь у такого-то кутюрье».
Выражение «одевайся на прогулку» означает «одевай себя на прогулку»
4) Употребление глаголов с приставками и без них.
Нет ни слова «ложить», ни слова «ложить». Этот глагол употребляется только с приставками: положить, уложить, приложить, сложить и т. д.
А глагол «класть» не употребляется с приставками. Нельзя говорить «покласть», «прикласть» – только «класть». Например, «я кладу», но «я прикладываю, складываю и т. д.».
Нельзя говорить «я ложила» или «я ложу», правильно говорить «я клала (клал)» или «я кладу».
Это два взаимозаменяемых глагола: класть и положить, сложить
4. И еще одна группа ошибок – неправильное склонение слова в роде.
Это очень часто имеет место со словами иностранного происхождения. Например, тюль, шампунь – это слова мужского рода. Тюль – он мой, и шампунь – он мой.
Неправильно говорить «мою волосы шампунью», «автомобильная шампунь». Правильно: «мою волосы шампунем», «автомобильный шампунь», «мне понравился этот шампунь».
Неправильно говорить «новая тюль». Правильно звучит так: «На окне новый тюль».
Такие случаи употребления слов необходимо запоминать. Занимаются нормами произношения слов такие науки, как культурология речи (наука о культуре речи) и орфоэпия – правила литературного произношения слов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва, 1997г.