Пахомова София
Консультация «Кризис трех лет и как с ним бороться»
▼ Скачать + Заказать документы
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ. И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
Андреева Алина Александровна, Пахомова София Сергеевна
студенты 3 курса
г. Канаш, 2023
Аннотация: в статье рассматривается кризисный период продолжительностью три года. Как действовать дальше и как с ними бороться.
Ключевые слова: ребенок, кризис, «Я сам!», упрямство, капризность, грубость.
Публикация «Консультация „Кризис трех лет и как с ним бороться“» размещена в разделах
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из маленького карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет. Еще вчера ваш малыш был мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит, требует, чтобы выполнили его приказы. Этот период вступления в кризис трех лет. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения возраст возникновения - от 2,5 до 3,5 лет.
Кризис - это перестройка ребенка, его взросление. В 3 года ребенок впервые сталкивается с непониманием своей личности. Он неосознанно начинает сравнивать себя со взрослыми. Конечно, вследствие многих неудачных попыток, у крохи ничего не получается - он злится, психует, орет как резаный. Дело в том, что ребенок пока не умеет по-другому выражать свои эмоции: «Не хочу! Не надо! Не буду! Я сам!». Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».
Суть
Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.
Кризис трё х лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:
1) первичная самостоятельность;
2) новый уровень самосознания;
3) установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
4) волевая регуляция деятельности.
Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.
Симптомы кризиса 3лет
Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все).
Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
Своеволие (ребенок все хочет делать сам). Остальные три симптома встречаются реже:
Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Как пережить трудный период
Помочь справиться с кризисом 3 лет помогут советы родителям от психолога.
Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.
Дополнительные рекомендации:
1) Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
2) В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
3) Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
4) Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
5) Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
6) Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
7) Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
8) Проводите как можно больше времени вместе.
Когда требуется помощь психолога
Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:
1) страх самостоятельности и отказ от неё;
2) отстранённость от родителей;
3) склонность к садизму;
4) слишком частые и длительные истерики;
5) эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.
В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.
Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.
Любите своего малыша не за что-то, а просто так. Почаще занимайтесь, побольше разговаривайте, интересуйтесь и задавайте вопросы маленькому «тирану». Будьте уверены, что все ваши старания пройдут не зря, а кризис 3 лет пролетит незаметно!
Список использованных источников
1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Московский социально-психологический институт, Воронеж: НПО «Модэк». – 2011 – 352 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Союз. – 2014 – 224 с.
3. Гуськова, Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет : Автореферат дисс. кан. псих. наук [Текст] / Т. В. Гуськова. – М. : Педагогическая психология – 2002 –21с.
4. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика. –60 – 77 с.