Наталья Головина
Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Н. В. Головина, воспитатель МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 1»
Первые годы жизни ребенка – уникальный период в его развитии. Этот возраст отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и социального развития. В раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга.
Публикация «Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание [4]. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения на развитие мелкой моторики в повседневной жизни очень важны для маленьких детей.
Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику [3]. Но просто делать упражнения ребенку раннего возраста будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. Это привело нас к тому, чтобы в своей педагогической работе использовать игры с песком. Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат. Такие игры у малышей вызывают приятные ощущения и положительные эмоции.
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях.
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость, положительные эмоции. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново [1].
Помимо развития мелкой моторики игры с песком помогают снизить уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, установить доверительные отношения между педагогом и малышами, способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций и хорошего настроения у малышей.
Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке не каприз, а потребность ребенка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.
В летний период на прогулке дети с удовольствием играют с песком, трогают его, пересыпают его из одного ведерка в другое, лепят из песка разные фигурки. Малыш не просто капается в песке - он строит, обследует используемый материал. Песок сухой сыплется, мокрый не рассыпается и из него можно лепить. С помощью совочка и формочки ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя.
С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны, а продолжаем эту работу в группе. Для этого можно изготовить «мини песочницу». «Мини песочница» имеет широкий объём применения. Дети в песочнице лепят, экспериментируют, рисуют. Так же изготовлен стол для песочной анимации, где используется подсветка. Этот стол привлекает внимание детей, дети испытывают эмоциональное удовлетворение, любопытство, рисование, таким образом, успокаивает и дает положительные эмоции.
В играх с песком используются различные дидактические материалы: ведерки, лейки, совки, формочки, сито, игрушки животных, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров, палочки, грабельки. Дети с удовольствием сеют песок через сито, пересыпают песок из ведерка в ведерко, находят различные предметы и игрушки.
При организации игр с песком важно учесть следующее:
• Песок должен быть чистым.
• Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.
Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения с песком :
• нельзя намеренно выкидывать песок из песочницы;
• нельзя бросать песок;
• нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свое место.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребенка. Поэтому игры необходимо проводить вместе с детьми, показывая им способы действия с игровым материалом, используя принцип «рука в руке», когда воспитатель берет руку ребенка и помогает ему совершать определенные действия. Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, то есть делать самомассаж.
В играх: «Идут медвежата», «Прыгают зайчики», «Песочные прятки» малыши проявляют интерес, удивляются, радуются, когда находят в песке различные игрушки, оставляют кулачками, или сжатыми пальчиками следы на песке и видят результат своих действий. Можно предложить игру «Найди сокровище» - в песок закапывается различные предметы и ребенок погружая руки в песок их ищет. Также песок можно пересыпать из емкости в емкость, выкладывать на поверхности песка рисунки из натуральных материалов, рисовать по поверхности песка пальчиком, палочкой [2]. Играя, в такие игры у ребенка развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, происходит расслабление мышц рук, пальцев, формируется произвольное внимание и память и стабилизируется эмоциональное состояние.
Также для развития мелкой моторики можно проводить такие упражнения: пальцы «ходят» «гулять», «прыгают», выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький).
В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, например: кинетический песок, цветной песок. Также элементы неожиданности, когда ребенок находит в песке какие либо предметы или игрушки он удивляется, рассматривает игрушки, проявляет интерес. Благодаря поощрениям, которые направляют детей на верное поведение, ребенок чувствует себя не безразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях.
Игры с песком необходимо проводить систематически:
• в период адаптации детей к условиям детского сада;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в свободной деятельности;
• на прогулке в теплый период года.
Активность взрослых и их умение играть с детьми имеют большое значение в развитии мелкой моторики рук детей и координации движений. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить совместно с родителями: подготовить консультации, провести семинар – практикум, в ходе которого дать возможность родителям практически познакомиться с видами песка : кинетический, цветной, морской и др. Оформить выставку оборудования, игрушек по данной теме. Родители могут получить информационно – практическую помощь, как организовать игры с песком дома, понять, что благодаря таким играм у детей развивается мелкая моторика рук, дети учатся исследовать, открывать для себя окружающий мир и накапливать опыт, а положительные эмоции помогают малышам приспособиться к той или иной ситуации, регулировать свое поведение.
Только благодаря взаимодействию педагога и родителей можно решить все поставленные перед собой задачи.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми раннего возраста. Игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком в период адаптации, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Они создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, развивают мелкую моторику рук и познавательную сферу ребенка.
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.