Татьяна Кузнецова
Современные формы работы с родителями по формированию речевой культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство общения»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Современные формы работы с родителями по формированию речевой культуры дошкольников» размещена в разделах
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие речевой активности одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников :
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях родного города. Так развивается монологическая речь ребенка. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Занимаясь длительное время проблемой развития речи дошкольников, пришли к выводу, что именно дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития. Это помогает детям обогатить свой словарный запас, учит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшает общение с окружающими людьми и сверстниками.
В нашем МБДОУ детском саду №20 г. Павлово для повышения уровня речевого развития детей используются различные формы и методы вовлечения родителей в образовательную деятельность: консультации, предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература, организация игротеки дидактических игр с родителями, мастер-класс по изготовлению игр. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Пандемия внесла свои изменения в образ жизни семей. Находясь длительное время с детьми на самоизоляции, в связи с запретом посещения кружков, развивающих центров, как никогда им предоставляется возможность для семейного общения друг с другом.
Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников