Бродягина Ольга
Инклюзивное образование (плюсы и минусы) и его последствия
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование (плюсы и минусы) и его последствия
Одной из обсуждаемых проблем современного образования является проблема обучения детей с ограниченными возможностями. Особенно актуальна тема инклюзивного образования, которое основывается на идее о равных правах на образование всех детей вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. Оно подразумевает включение «особых детей» в образовательный процесс любого учреждения путем изменения программ, методик, технологий обучения, которые подходят всем детям, не зависимо от ограниченности возможностей, где внимание также направлено на всех детей, а не только на проблемы «особых», где происходит трансформация образования, а не ассимиляция детей с ограниченными возможностями и особых, как в интегративном подходе.
Публикация «Инклюзивное образование (плюсы и минусы) и его последствия» размещена в разделах
Говоря об инклюзивном образовании видно, что при этом подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся, без выделения их в отдельную категорию (группу).
К преимуществам и недостаткам такого типа обучения относятся:
Преимущества:
- равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей;
- индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения;
- получение качественного образования, а в дальнейшем - возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества;
- получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями;
- обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность.
К недостаткам относятся:
- отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии;
- отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями;
- стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации;
- педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности;
- неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей.
Россия делает только первые шаги по организации полноценного инклюзивного образования. Определенного «рывка» в этом отношении следует ожидать в самое ближайшее время.
Сегодня постепенно начинает входить в школьный возраст поколение детей, родившихся во второй половине нулевых, когда в стране начался бум рождаемости, и уже сегодня государство ставит достаточно амбициозные задачи по строительству новых школ и реконструкции действующих, готовых принять на обучение резко увеличившееся количество школьников.
Можно с уверенностью предположить, что новые школы будут готовы принимать на обучение детей с самыми разными образовательными потребностями. Для них будет создана безбарьерная среда, кабинеты логопедии, зоны отдыха и лечебной физкультуры. Но к этому моменту должно быть готово и педагогическое сообщество, поэтому задача подготовки педагогов, готовых работать в инклюзивной среде, является сегодня одной из первоочередных.