Людмила Ушакова
Информационные технологии в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию, так как образование сегодня не заканчивается по окончании того или иного образовательного учреждения. «Основополагающую роль в этом играет потребность человека в самосовершенствовании, в современных условиях приобретающая вид потребности в освоении информационных и коммуникационных технологий» [4]. В системе профессионального образования становится актуальной и значимой задача формирования у специалистов готовности к применению информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в своей практической деятельности, а также совершенствование их умения использовать новые информационные технологии.
Публикация «Информационные технологии в современном дошкольном образовании» размещена в разделах
Информатизация дошкольного образования дает педагогам новые возможности для освоения новых методов и организационных форм обучения и воспитания детей и сотрудничества с их родителями, организации сетевого партнерства с другими образовательными учреждениями района и округа.
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства.
Научная психология (З. Фрейд, А. В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана прежде всего с обновлением научно-методической и материальной базы воспитания и обучения на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь. Одно из важных условий обновления - использование новых информационных технологий (НИТ)[3].
Современное общество предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, главная цель которого – развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность ребенка для достижения целей его действий. Средством достижения этой цели наряду с традиционными средствами воспитания и образования являются НИТ, которые позволят прежде всего преобразовать предметно-развивающую среду ребенка, создать новые, научно обоснованные средства для его развития[3].
В настоящее время 65% работников дошкольных образовательных учреждений России осваивают работу на компьютере и получают навыки, необходимые для использования современных средств ИКТ в образовании (в частности, навыки информационного поиска, применения мультимедийных технологий, самостоятельно, так как доступ к технике в детском саду продолжает оставаться ограниченным. При этом в детских садах общеразвивающего вида практически не используются информационно-компьютерные технологии в работе с детьми и родителями: в основном сфера их применения ограничивается деловой документацией. В детских садах с приоритетами в развитии и детских садах компенсирующего вида информационно-компьютерные технологии используются более активно с целью обогащения возможностей предметно-пространственной среды и индивидуализации обучения детей, оптимизации коррекционного процесса. Родителям и педагогам предлагаются новые формы общения – по Интернету (например, педагоги-экспериментаторы проводят Интернет-семинары и дистанционные круглые столы, руководители детских садов используют возможности сайта и т. п.).
Педагог осуществляет самостоятельный подбор программ, интернет-ресурсов с целью разнообразить традиционный урок. Семья, один из главных заказчиков образовательных услуг, слабо содействует обучению и воспитанию ребенка, используя компьютер дома как игрушку, родители в большинстве своем педагогически не просвещены и зачастую полностью выпадают из воспитательно-образовательного процесса.