Брик Лариса Викторовна
Консультация для родителей «Игрушки, которые действительно развивают»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки, которые действительно развивают
Если Вы когда-нибудь восхищались выражением сосредоточенности на лице ребенка, который пытается вставить квадратный блок в квадратное отверстие или поймать мяч в воздухе, Вы знаете, что игры — это не только развлечения. Это развивающий процесс, а игрушки — это инструменты для развития.
Предлагаю Вам руководство по выбору игрушек, которые развивают детей и помогают им познавать мир, изучать социальные и эмоциональные навыки и стимулируют развивающийся мозг.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки, которые действительно развивают“» размещена в разделах
Младенцы (с рождения до года)
Игра в первый год жизни — это исследование. Младенцы используют обоняние, осязание, зрение, слух и вкусовые ощущения, чтобы узнать об интересном новом мире вокруг них: твердый или мягкий предмет? Липкий или шершавый? Что будет с предметом сделает, если я его уроню? Или если положу его в рот? Большая часть игры состоит из «дегустации» предмета, встряхивания, ударов или кидания.
Когда у Вашего ребенка развиваются новые двигательные навыки, игра становится более скоординированной и сложной.
• Примерно в 4 месяца младенцы начинают тянуться и хватать предметы, например, погремушку.
• К 6 или 7 месяцам они могут передавать эту погремушку из рук в руки.
• Приблизительно в 9 месяцев малыши начинают поднимать более мелкие предметы, такие как кубики и другие маленькие игрушки, соответствующие возрасту.
В это время игра обычно ведется в одиночестве, но к концу года обычным явлением являются игры бок о бок с другими младенцами и имитация действий взрослых. В это время Вы любимый товарищ по играм для Вашего малыша. Можно играть пальчиковыми игрушками перед ребенком для того, чтобы он схватил ее и потянул ко рту. Или приближаться к нему со словами: «Я тебя пощекочу!»
Это взаимодействие поможет Вашему ребенку узнать о языке, социальных отношениях и причинно-следственных связях. Как только младенцы начинают понимать, как предметы в окружающей среде соотносятся друг с другом и как они ощущаются на вкус, запах, наощупь и по звуку, младенцы готовы к следующему этапу развития : выяснению того, как они устроены.
• Детский мобиль. Предметы, крутящиеся над головой ребенка, когда он лежит в кроватке, стимулируют зрение и развивают концентрацию внимания.
• Зеркало. Вначале Ваш ребенок будет просто наблюдать за меняющимися выражениями лиц, которые смотрят в зеркало. Со временем Ваш малыш поймет, что улыбающийся ребенок, смотрящий в ответ, на самом деле является его отражением. Как только это происходит, младенцы начинают осознавать себя, что приводит к большему самопознанию, поскольку они узнают о частях тела и о том, где они находятся.
• Пирамидка. Эта классическая игрушка имеет конус, на который подходят кольца разного размера. Сначала младенцам нравится держать кольца в руках и теребить их ртом. Позже они отрабатывают мелкую моторику, надевая кольца на конус. Малыши также узнают о цветах и числах, когда Вы считаете разноцветные кольца, когда складываете их.
• Ходунки толокар. Они помогают сохранять равновесие и развивать мышцы, когда Ваш малыш учится делать первые шаги. Чем больше младенцы толкают и тянут, тем больше у них работают мышцы, необходимые для превращения их в бегунов и скалолазов. Немного позже дети смогут использовать их, чтобы контролировать свою увеличивающуюся скорость.
Малыши (от года до трех лет)
Малыши начинают осознавать функцию предметов. Им нравится складывать кубики, лепетать в игрушечный телефон или пить из чашки. Концепция ролевой игры начинается сейчас. Ваш малыш может уложить на ночь куклу в постель или издавать звуки типа «ту-ту», толкая игрушечный поезд.
Ваш малыш также начнет различать цвета и формы. Так что выбирайте игрушки яркие, красочные и забавные, чтобы держать их в руках. К 2 годам большинство малышей могут пинать мяч, рисовать мелком и строить башни высотой в четыре или более блоков. К 3 годам они могут решать простые головоломки и крутить педали на трехколесном велосипеде. Ребенок будет совершать много повторений, потому что именно так осваиваются новые навыки и дети узнают, что у них есть некоторый контроль над окружающим миром.
Игрушки для малышей :
• Мячи. Вне зависимости от того, отскакивают ли они, катятся, ловят их или бросают, мячи развивают крупную моторику, зрительно-моторную координацию и ловкость.
• Игрушки-сортеры. Деревянные головоломки и коробки с отверстиями для блоков разной формы бросают вызов зрительно-моторной координации и навыкам решения проблем.
• Механические игрушки. Бизиборды с ручками, кнопками и рычагами способствуют развитию мелкой моторики, а также учат причинно-следственным связям.
• Ролевые игрушки. Игровые кухни, медицинские чемоданчики и наборы полицейских помогают детям узнать, как устроен мир, имитируя Ваши действия и действия других взрослых. Куклы и мягкие игрушки поощряют ролевые игры и помогают социальному и эмоциональному развитию, обучая малышей выражать эмоции и заботиться о том, что им нравится.
Дошкольники (от трех до семи лет)
Дошкольники используют игрушки и другие предметы по прямому назначению, но иногда могут пофантазировать: одеяло, наброшенное на журнальный столик, становится секретным бункером, из глины для лепки можно сделать пироги или пиццу, которые Вас попросят «попробовать».
Для дошкольника мир становится волшебным местом без ограничений, а сами дети - хозяева и творцы всего этого. Многие дети этого возраста думают, что обладают магическими способностями и могут сражаться с «монстрами» и побеждать, или превращаться в принцессу, фею или другое сказочное существо. Также в это время могут появляться воображаемые друзья. Этот тип фантазийных игр имеет решающее значение для развития детей, поскольку помогает им работать над своими страхами, тревогами, надеждами и мечтами. Желание общаться с другими распространяется и на друзей, когда дошкольники начинают учиться взаимным уступкам во время совместной игры.
Игры у детей становятся более сложными. Дети познают мир быстрее, поэтому не удивляйтесь, если Ваш дошкольник точно знает, как работать с гаджетами или как заставить электронные игрушки (например, радиоуправляемую машину или видеоигру) работать.
Игрушки для дошкольников :
• Искусство и рукоделие. По мере развития мелкой моторики такие действия, как рисование, вырезание из бумаги с помощью безопасных ножниц, лепка из глины и пластилина улучшают координацию, поощряют творческие стремления и повышают самооценку.
• Блоки и конструкторы. Строительство башни (и выяснение того, как предотвратить ее опрокидывание) поощряет навыки решения проблем и зрительно-моторную координацию. Дошкольники используют свое воображение для создания зданий, транспортных средств, животных и многого другого из простых конструкторов.
• Головоломки и пазлы. Они помогают развивать координацию и ловкость, а также учат пространственным отношениям (где вещи соотносятся с другими вещами) и логическому мышлению.
Дети младшего школьного возраста (от шести до одиннадцати лет)
Это время, когда проявляются таланты и интересы - четырехлетний ребенок, который любил рассказывать истории, может полюбить чтение, пятилетний ребенок, слушавший музыку, может захотеть играть на пианино.
Оттачиваются физические способности, такие как крупная и мелкая моторика. Дети учатся кататься на двухколесных велосипедах и скользить на скейтбордах. Искусство и рукоделие становятся более сложными, и ребенок может часами плести браслеты дружбы или рисовать комиксы.
Отношения со сверстниками приобретают большее значение, и Вашему ребенку может быть интереснее играть с одноклассниками, чем с Вами. Но помните, что даже когда Ваш ребенок повзрослеет, Вы по-прежнему являетесь самым важным товарищем по играм, поэтому постарайтесь найти время для совместного досуга. Семейные игровые вечера - один из способов собрать всех вместе.
Игрушки для младших школьников:
• Скакалка. Прыгая через скакалку с друзьями, дети учатся очередности и взаимодействию со сверстниками. Все эти прыжки и требуемая координация способствуют развитию крупной моторики и навыков решения проблем.
• Карточные и настольные игры. Карточные и настольные игры, такие как шашки, шахматы или бродилки учат стратегии, очередности, правилам ведения переговоров и честной игре. Поощряйте сотрудничество и помогите своему ребенку научиться управлять эмоциями, которые приходят как с выигрышем, так и с проигрышем.
• Музыкальные инструменты. Обучение игре на пианино, скрипке, гитаре или другом инструменте способствует развитию мелкой моторики, а также развитию внимания.
• Научные игрушки. Химические наборы, бинокли, телескопы или другие игрушки, которые способствуют открытиям и решению проблем, помогают улучшить математические и научные навыки и помогают развивать воображение.
Идеальная игрушка для всех возрастов : Вы
В современном мире мы даем ребенку гаджеты, включаем мультфильмы, покупаем дорогие игрушки, но не стоит недооценивать свою роль. Можно посмотреть любимый мультфильм вместе, обсудить, о чем он и почему нравится Вам, можно собрать конструктор и выдумать целый мир, можно построить домик из стульев и пледов и рассказывать друг другу истории, спрятавшись в нем. Когда Вы сидите бок о бок со своими детьми и рисуете, конструируете или читаете рассказ, Вы уделяете им внимание, необходимое для повышения их самооценки и чувства любви и безопасности.
Игрушки - это инструмент, помогающий детям развиваться, но именно с помощью Вас, родителей, ребенок учится пользоваться этим инструментом.