Анимукова Аксана
Консультация «Что такое групповой сбор в ДОУ»
▼ Скачать
Статья «Что такое групповой сбор в ДОУ»
Воспитатель Анимукова Аксана Анатольевна
«Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас»
В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.
Публикация «Консультация „Что такое групповой сбор в ДОУ“» размещена в разделах
Принцип развивающего образования, в условиях ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т. е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.
Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС.
Мы часто говорим: «Дети – это наше будущее». Если хотим, чтобы эти повзрослевшие люди были знающими, ответственными и внимательными друг к другу, то должны обучать наших ребят социальным, эмоциональным навыкам и ценностям.
Для достижений этих целей способствует проведение ежедневных Групповых Сборов в детских садах. При проведении этих мероприятий создается атмосфера в которой наши дети и мы сами хотели бы существовать. Поскольку позитивный опыт повторяется ежедневно, уроки доброты, сопереживания, терпимости и принятия становятся существенными ценностями участников.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Групповой сбор – это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам. Опыт показывает, что проблемы детей связаны с отсутствием определённого навыка в его поведенческом репертуаре. Соответственно необходимым навыкам нужно учить, создавая условия и моделируя пример приемлемого поведения.
В ежедневном распорядке дня групповой сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.
Если в традиции дошкольного учреждения входит групповой сбор, он становится любимым "ритуалом" и для детей и для взрослых. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Групповой сбор предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Ребё нок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно - образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.
У нас организация и стиль проведения утреннего сбора не похожи на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
Групповой сбор строю на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Групповой сбор включает в себя несколько структурных элементов.
-Позывные для группового сбора. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора.
Я использую колокольчик. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.
До начала группового сбора крепим кому-либо из детей знак (бант, Медальку, кладем боб или шишку в кармашек. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми.
Или же предупреждаем, что сегодня первоочередное право рассказывать новости будет у девочек (у девочек, чьё имя начинается с буквы «А»; у девочек, которые одеты в платья; у мальчиков, которые дружат и т. п.).
- Организация круга. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Групповой сбор задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия на весь день.
Мы попросили родителей сшить для каждого из детей подушечку – тогда сидеть будет и удобно, и гигиенично, и не холодно. Чтобы родители откликнулись, объявляем конкурс «Умная подушка». Договорились с детьми, где и как будем использовать подушечки помимо сбора (в играх или для отдыха, где будем их хранить. Уголок уединения – вполне удобное место. Важно, чтобы место хранения подушечек было неподалеку от места проведения сбора. Дети усаживаются в круг. При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться.
Например: рассаживаются по росту, чередуя, девочка – мальчик, по цвету глаз, по длине волос, по цветам радуги и т. д.
Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
- Приветствие. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, я его моделирую, то есть показываю как это делается.
В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, использую пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий на хакасском языке. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используем различные предметы, которые предлагаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.
- Новости. Один из любимых частей группового сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей носят различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагаю коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).
На групповом сборе у нас происходит общий обмен информацией: календарь (погода, день недели, время года, праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе. Ввожу различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
- Динамическая пауза.
Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.
- Проблемные ситуации. Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Создаю ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. Важно введение ежедневных записей «Наши планы» («Мы выбираем», «Планы» и т. п.). Так как общий большой план тематического проекта предполагает длительную работу всей группы, то назначение информационного листка состоит в том, чтобы вести эту запись дел и действий в выбранных детьми Центрах активности. Для того чтобы сделать записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко записываю их идеи. Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования, например:
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?
Кто ещё не уселся?
Какое у вас настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями?
О чём бы вы хотели спросить Диму (меня?
Что бы вы хотели уточнить?
Что бы вы хотели посоветовать?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Чем эта новость нам поможет?
Что нового мы узнали о. (Маше, кошках, зиме, превращениях?
Что вас порадовало (огорчило, удивило?
- Игры по теме проекта. Этот компонент группового сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Использую различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).
-Предоставление права выбора центра активности.
Завершающий элемент структуры группового сбора – моя презентация деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а я могу использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Групповой сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Роль ребёнка в Групповом сборе
Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие.
Ребё нок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
помогать ребятам выбирать и планировать работу;
оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
Определяя роль воспитателя, мы имели в виду взрослых в целом, так как традиционно в работе группового сбора принимают участие младший воспитатель или ассистент воспитателя, родители, специалисты, гости группы (несколько взрослых, два-три). Их количество связано как с ценностными основами взаимодействия и сотрудничества (дети могут услышать разные мнения по одному и тому же вопросу, сделать выбор в пользу того или другого взрослого и т. п., так и с методическими особенностями этой формы работы (один взрослый ведёт диалог, а второй записывает идеи детей во время планирования).
Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:
коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;
социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);
информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;
деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.
здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.
В основе технологии группового сбора лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Педагоги могут творчески подойти к оформлению центров: совместно с детьми придумать название и эмблему каждому центру, составили правила поведения в них. Это, например, «Конструкторское бюро Дровосека», «Владения мыльного пузыря», «Королевство Кисточки», «Островок размышлений», «Умелые руки», «Заниматика», «Познавай-ка», «Экспериментальная грядка» и др. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.
Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводится роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляют собственную исследовательскую активность, стремление к познанию нового.