Наталья Муравьева
Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста с особенностями развития посредством фитболгимнастики
▼ Скачать
Статья: «Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста с особенностями развития через фитболгимнастику».
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека - физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольные годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Публикация «Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста с особенностями развития посредством фитболгимнастики» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Актуальность этой проблемы связана с социальными условиями, а именно, в настоящее время:
- уровнем экономического и социального развития общества;
- постоянным расширением и углублением научно-технического прогресса, - широкой автоматизацией и компьютеризацией производства, что неуклонно приводит, с одной стороны к интенсификации умственного труда, с другой - естественного снижения мышечной работы человека, т. е. возникают явления гиподинамии. Это опасное явление наблюдается в наше время во всем мире, и становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе и дошкольников.
Важной задачей является развитие движений детей с особенностями развития, при этом педагог направляет свою работу, чтобы сформировать двигательные умения и навыки, на развитие физических качеств - ловкости, быстроты, силы, выносливости. При катастрофическом росте заболеваемости детей, а так же с особенностями в развитии, в целом, снижается уровень их физической подготовленности, возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, для гармоничного обеспечения в сохранении физического и психического здоровья подрастающего поколения.
В педагогической практике мы наблюдаем, что недостаточное внимание уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка, особенно с особенностями в развитии. И это не рассматривают, как составляющую физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.
Чтобы укрепить здоровья детей, педагогом, совместно с родителями, необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизируя внимание на двигательную деятельность, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка, организовывая занятия с элементами фитбола. Т. е. одним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. Во время активных движений, интенсивнее протекают физиологические процессы, что ведет к улучшению работы всех внутренних органов и систем. Несовершенное развитие движений оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития, которое проявляется в более старшем возрасте, а так же у детей с особенностями в развитии. Большое влияние оказывают движения и на развитие речи детей, поэтому одной из основных задач по физическому воспитанию дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, через фитбол гимнастику.
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками с особенностями развития, в сочетании с элементами фитбол гимнастики, представляют собой комплекс оздоровительно - образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении, добиваться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечивать овладение дошкольниками жизненно важных двигательных навыков и элементарными знаниями о физической культуре; создание условий для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, включая фитбол гимнастику.
В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаливанию детей. Во время физкультурных досугов все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях и фитбол гимнастики. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений во время занятий с детьми с особенностями развития, фитбол гимнастика, способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях, дети совершенствуются физически, укрепляют нервную систему и получают эмоциональное расслабление, что немаловажно для ребят с особенностями развития. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности.
Физкультурные досуги с элементами фитбол гимнастики, оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к своим товарищам. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на досуге способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных досугах, с элементами фитбол гимнастики, помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию с детьми с особенностями в развитии, призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей. Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. При проведении занятий с элементами фитбол гимнастики, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания. Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей. Родители так же, проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей с особенностями в развитии, их здоровье, зависит от двигательной активности во время занятий на фитболах.