Ольга Солдатова
Формирование благоприятного психологического климата в детском саду как фактор здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Солдатова О. С.
МБДОУ «Абрамовский детский сад №32» с. Абрамово г. о. г. Арзамаса
Современный детский сад по праву может считаться местом, где дети активно взаимодействуют с окружающим миром, получают жизненный опыт во всех сферах деятельности, которые наиболее важны для его развития. Каждому взрослому уже известно, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для того, что бы выработались привычки здорового образа жизни. Если ребенок будет здоров, то он сможет более успешно пройти процесс личностного и интеллектуального развития.
Публикация «Формирование благоприятного психологического климата в детском саду как фактор здоровьесбережения» размещена в разделах
В современном обществе здоровье человека – это проблема глобальная и актуальная для всех времён, народов и с каждым годом она становится первоочередной. Согласно определению ВОЗ «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Деятельность педагогов ДОО главным образом направлена на сохранение здоровья детей, но не стоит акцентировать внимание только на физической составляющей. В данном случае внимание уделяется психологическому климату как внутри детской группы, так и между взрослыми и детьми, а также использование условий дошкольной организации.
Следовательно, одной из главных задач воспитателя в частности и дошкольного учреждения в целом – это создание условий, которые будут гарантировать сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
С учетом собственного небольшого педагогического опыта в подготовительной к школе группе МБДОУ «Абрамовский детский сад №32» была разработана и частично апробирована система работы по формированию благоприятного психологического климата в детском саду как фактор здоровьесбережения.
На первом этапе работы была создана благоприятная атмосфера в группе. Проведен анализ обстановки через собственные взаимоотношения с каждым дошкольником и взаимодействия между детьми. Для этого использовала социометрический метод оценки неблагополучия ребенка в группе, например, по форме наблюдения. В современной педагогике и психологии имеется множество диагностического инструментария, который обязательно выбирается с учетом возрастного периода ребенка и целей исследования.
Для того, чтобы наладить контакт с дошкольниками, установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, необходимо организовать сотрудничество (совместную деятельность воспитателя с ребенком). Если возникают конфликтные ситуаций применить позитивные способы и приемы их разрешения (рисунок 1).
Рисунок 1. Позитивные способы и приемы разрешения конфликтных ситуаций
Собственный педагогический опыт показал, что положительно работают методы куклотерапии и сказкотерапии. Они достаточно широко используется для снижения страхов дошкольников, для диагностики психоэмоционального состояния, выявления эмоционально неблагополучных детей.
Во взаимодействии с дошкольниками была использована система работы по улучшению благоприятного психологического климата в ДОО, разработанная О. Н. Арсеньевской [1]. В основу работывключен метод музыкальной терапии. Система музыкально-терапевтической работы является важным элементом не только музыкального руководителя, но и в деятельности любого воспитателя. Через музыкальные средства достаточно быстро можно отрегулировать эмоциональное состояние дошкольников, а музыкальные игры способствуют правильному развитию гармоничной личности.
Большое внимание уделялось психологической обстановке в группе, так как она способствует воспитанию дружеских взаимоотношений и радостного настроения дошкольников. Необходимо помнить, что среда должна быть яркой, красочной, интересной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции.
Среду в группе постарались продумать так, чтобы она не вызывала конфликтных ситуаций, а именно похожие, а зачастую одинаковые игрушки вносились по числу детей, разрешалось приносить игрушки из дома, но размер и качество из чего они изготовлены обговаривалось с родителями.
Для формирования благоприятной обстановки в группе создавались общие традиций, ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников. Так как в группу были включены новички, то моменту знакомства уделялось особое внимание: дети настраивались на знакомство с новеньким ребенком, организовывалась встреча, детей побуждали показатьновичку игрушки в группе.
Предполагаю, что одной из главных задач воспитателя является создание в группе благоприятного микроклимата – эмоционально-положительной, теплой атмосферы взаимопонимания и принятия каждого ребенка, что поможет дошкольникам лучше узнать друг друга, будетспособствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.
Соглашаемся с мнением Ю. И. Федорука, который указывает, что к условиям, которые определяют эффективность влияния воспитателя на психологический климат в детском коллективе, относят следующие:
- личностные и профессиональные качества педагогов.
- педагог ориентируется на эмоциональный комфорт детей.
- наличие активной позиции педагога по отношению к дошкольникам и группе в целом,
- поощряется открытость и доброжелательность, выслушивание интересов каждого ребенка.
- создание условий для повышения комфортности самочувствия детей.
- развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества среди детей [2].
Важное значение в работе воспитателя по созданию благоприятного психологического климата в группе детей дошкольного возраста имеет личностно-ориентированный подход. Он, по своей сущности, в наибольшей степени помогает создать благоприятного атмосферу в коллективе дошкольников: учитываются особенности детей, сотрудничество рассматривается как основной принцип общения, развитие навыков общения и сотрудничество; поддержка самореализации личности.
По нашему мнению эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер переживаний дошкольников. Важную роль играет экспрессивная сторона данных отношений, которая помогает дошкольнику воспринять педагогический контакт и воздействие на состояние ребенка. Целесообразно использовать игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, театральные, игры-драматизации.
Резюмируя выше сказанное можно констатировать, что:
1. Психологический климат в группе дошкольников предполагает психологическую атмосферу, которая связана с эмоциями детей, с общим состоянием детского коллектива.
2. Целесообразно использовать такие методы как скакзотерапия, музыкотерапия, методами вербализации эмоциональных состояний.
3. К основным важным условиям относятся: формирование положительных межличностных отношений; стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей; игры на преодоление отчужденного отношения к другим детям за счет упражнений, которые будут побуждать говорить добрые слова.
4. В работе важно проводить профилактическую работу на создание благоприятной психологической атмосфере в группе, так как лучше избежать конфликтных ситуаций, сразу научить ребенка выходить из ее.
Список литературы
1. Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения / О. Н. Арсеньевская. - Волгоград: Учитель, 2018.-204с.
2. Федорук Ю. И. Роль педагога в создании благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении / Ю. И. Федорук // Первое сентября. – Фестиваль педагогических идей. – М. : Педагогический университет. – 2014. – 42 с.