Светлана Бердник
Статья для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с социумом»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества характеризуется глубокими социально – экономическими изменениями. Перед системой образования стоят качественно новые задачи:
- реализация личностно – ориентированного развивающего обучения, - гуманизация и дифференциация воспитательно – образовательного процесса,
- ранняя социализация
- воспитание и подготовка к жизни подрастающего поколения, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.
Публикация «Статья для воспитателей „Взаимодействие ДОУ с социумом“» размещена в разделах
Наша Программа развития включает в себя основную цель, которая звучит в контексте с общеобразовательной программой МАДОУ: Создание образовательного пространства МАДОУ, как среды детства со специфической субкультурой, обеспечивающего условия для социально-личностного развития, осознания ценности собственного здоровья.
Одним смыслом наполняется поиск партнеров как поддержки развития дошкольного образования в контексте гуманитарного преобразования общества, его социальная ориентация на личность, индивидуальное право человека на выбор своего места среди людей.
Так как сегодня, открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования – его качества, доступности, объединения различных социальных групп и вовлечение их в процесс развития образования в качестве партнёров.
Сегодня очень важно взаимодействовать с социальными партнерами (индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы).
В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.
Во главу становится педагогическая функция: как воспитывать, как учить, как готовить к школе, чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию мы должны пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного внимания на каждого ребёнка.
Основными принципами сотрудничества являются:
• Установление интересов каждого из партнеров.
• Совместное формирование целей и задач деятельности в интересах гармоничного развития ребенка.
• Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем.
• Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества.
• Значимость социального партнёра для каждой из сторон.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Условиями эффективного взаимодействия МАДОУ с социальными партнерами должны выступать:
• Открытость МАДОУ;
• Установление доверительных и деловых контактов;
• Использование образовательного и творческого потенциала социума.
• Реализация активных форм и методов общения.
• Заключение договоров о сотрудничестве
В настоящее время очень актуальна проблема социализации детей. Нужно отметить, что самую главную роль в решении этой проблемы решает педагог и педагогический коллектив. Взаимодействие не может проходить только через одного педагога, так как сам процесс организации социального партнерства подразумевает деятельность всего педагогического коллектива МАДОУ.
Нам педагогам необходимо сохранить индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить гармоничное физическое и психическое развитие детей. Проблему социализации ребёнка можно решить использованием практических методов и форм работы.
Нами налажено сотрудничество с детской поликлиникой, библиотекой, ГИБДД, пожарной частью, музыкальной школой, школой искусств, музейным ресурсным центром, спортивно – оздоровительным комплексом «Ямал», ДЮСШОР, ДК «Нефтяник», ДКиК «Русь».
Основные формы организации социального партнерства :
• Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья», спортивные праздники, конкурс знатоков правил дорожного движения. Участие в конкурсе: «Я пешеход».
• Коллективно творческие мероприятия: «День книги», «Театральная неделя», «Народные жемчужинки», «Лучик в ладошках», конкурс интеллектуалов, конкурс – выставка «Сибирский валенок», всероссийский конкурс «Детские сады – детям», выставка детского народного творчества «Радуга», фестиваль творчества работников образования «Весенняя капель», конкурс спортивных залов, спартакиады среди работников дошкольных образовательных учреждений (волейбол, стендовая стрельба, дартс, шахматы, лыжные гонки, настольный теннис, конкурс медицинских кабинетов, форум молодых педагогов «Инициатива молодых – образованию Ноябрьска», выставка творческих работ педагогов «Созвездие талантов», городской конкурс «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ».
• Участие в организованных тематических занятиях «Что нам стоит чум построить?», «Мастерская деда мороза», «Древний Ямал», «Прогулки по окрестностям Ноябрьска». Мастер классы: кукла «Акань», «Кулон оберег»
• Участие в выставках детского творчества, в конкурсах различного уровня: «Поклонимся великим тем годам», «Осторожно огонь», «Дорога и мы», «Дорога к Храму».
• Организация кружковой и секционной работы вне МАДОУ по направлениям ( интеллектуально познавательное: «Раз, ступеньки, два, ступеньки…», «Шахматы»; спортивно – оздоровительное: хоккей, айкидо, фигурное катание, настольный теннис; художественно эстетическое: хореография, бальные танцы).
• Информационно – просветительские мероприятия: проведение мероприятий с родителями с привлечением специалистов ГИБДД, ПЧ – 9, культуры, здравоохранения, трансляции положительного имиджа МАДОУ через средства массовой информации (встречи с инспекторами, игры, конкурсы, беседы, что помогает формировать у детей прочные знания безопасного поведения дома, на улице, в транспорте).
Эти формы социального партнерства также способствуют решению проблемы организации работы с одаренными детьми, развитию их творческого потенциала.
Хочу представить вашему вниманию форму социального партнерства МАДОУ «Золушка» - МОУ СОШ более конкретно:
• Знакомство со школой.
• Совместные спортивные соревнования.
• Музыкальные праздники.
• Театрализованные представления.
• Психологическая служба.
• Посещение городских культурных мероприятий.
• День открытых дверей.
В результате использования данных форм взаимодействия, к поступлению в школу у детей:
• Формируется положительное самоощущение;
• Развивается компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе;
• Умение включатся в разнообразные формы сотрудничества;
• Формируются знания об окружающем мире, развивается активность в разных видах деятельности;
• Развивается инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
• Приобщение к ценностям здорового образа жизни;
• Формируются предпрофильные предпосылки у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности, опыта в МАДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.
Таким образом, практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства.
Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.
Всем хорошо известно, что важнейшим партнером детского сада является семья. Именно в семье человек делает первые шаги социального взаимодействия. В нашем учреждении социальные партнеры – родители. Они являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса.
Организуя работу с семьей, педагоги ставят задачи по вовлечению родителей воспитанников в воспитательно образовательный процесс. Формированию у них психолого – педагогических знаний, педагогической правовой культуры.