Оксана Сиркич
Безопасный контакт с ребенком как условие удовлетворения потребностей
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы понимать о чём пойдет речь, я хочу пояснить, что же такое безопасный контакт.
Безопасный контакт между взрослым и ребенком – это контакт, в котором ребенка не критикуют, его видят, его принимают, его поддерживают при необходимости и на него обращают внимание.
При выстраивании контакта с ребенком взрослый должен быть последователен. Границы и правила, которые приняты в семье, в детском саду, так же должны быть последовательны, не меняться каждый день, каждый час. В таком случае у ребенка есть возможность адаптироваться к данным правилам и принять их как закономерность этого мира. Как, например, тот факт, что чашка при падении со стола, разбивается.
Публикация «Безопасный контакт с ребенком как условие удовлетворения потребностей» размещена в разделах
С точки зрения критики мы не должны оценивать самого ребенка. Мы оцениваем его поведение, как соответствующее правилам или не соответствующее правилам.
Безопасный контакт – безоценочное отношение к ребенку с точки зрения хорошего или плохого, тогда как поведение ребенка четко разграничивается на приемлемое или нет.
Немаловажную роль в налаживании безопасного контакта является тот факт, насколько сам взрослый находится в контакте с самим с собой, со своими чувствами. Это необходимо для того, чтобы не предъявлять завышенных требований к ребенку. Например, через обвинения. Такие требования воспринимаются ребенком как идеи о том, какой он сам, так сказать послания в адрес ребенка. Именно поэтому, нам взрослым, необходимо научится регулировать свои чувства и эмоции. Ведь детям нужен «большой добрый слон», которого невозможно разрушить. Если взрослый способен совладать со своими эмоциями, то он может научить этому и ребенка.
Негативные чувства не приятны и разрушительны для любого существа. В эволюции такие чувства – сигналы, которые говорят, что надо предпринять какую-то активность для того, чтобы поменять ситуацию. Роль взрослого направить агрессивные чувства в нужное русло, научить правильно реагировать и справляться с ними культурно сложившимися способами.
Например, еще в общинном строе, при зарождении человеческой культуры, племя было окружено частоколом. И как только у человека возникали агрессивные чувства, он должен был покинуть племя, выйти за частокол, чтобы не нанести вред своим близким. Этот способ давал возможность жить со своими негативными чувствами, не разрушая тех, кто рядом.
Таким образом если мы смогли создать контакт, в котором взрослый последовательный, устойчивый, внимательный, ресурсный и может помочь совладать с чувствами, то у ребенка возникает доверие. И на этом доверии можно построить очень хороший и продуктивный контакт.
Типичной ошибкой родителя бывает неоправданное восхищение. Например, ребенок 3х лет послушал сказку «Муха-Цокотуха», его она сильно впечатлила. Он нарисовал того страшного паука, победителя комара и пришел к маме, осмотри. И что он услышал? «Ах, какая прелесть! Да ты же у меня настоящий художник!» Не разобравшись в сути рисунка, мама высказала своё мнение. И как быть ребенку в данной ситуации? Не согласится с ней? Значит не согласится, что он настоящий художник? Подвергнуть мамины слова сомнению? Именно в таких ситуациях и формируется у ребенка отношение к себе и гармоничное взаимодействие со своим внешним миром. И как быть? До 3х, иногда до 4х лет целесообразно описывать содержание детского рисунка. Что же Вы видите? Что изображено? Это необходимо для того, чтобы понять внутренний мир ребенка. Не надо поспешно его оценивать.
Отсюда и вытекает, что безопасный контакт – принимать всё таким, какое оно есть. Давать возможность ребенку выносить суждения о том, что у него внутри. Не разрушаться от того, что происходящее с ребенком не соответствует нашим ожиданиям.
Конечно, это более реально, когда ребенок находится в семье. Но давайте постараемся быть не только чуткими родителями, но и понимающими педагогами!