Степанцова Татьяна Александровна
Сценарий внеклассного занятия «Животный мир воронежского заповедника»
▼ Скачать + Заказать документы
Стать о нетрадиционные техники рисования
Сценарий внеклассного занятия «Животный мир воронежского заповедни
ка»[/b]
Пояснительная записка
Воронежский заповедник один из самых природоохранительных зон России, созданный в течение 1923-1927 гг.
Он был основан на территории Воронежской области сначала, как Бобровый заказник, который потом стал заповедником.
Публикация «Сценарий внеклассного занятия „Животный мир воронежского заповедника“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Воронежская область, Воронеж
- Животные. В мире животных
- Заповедники и национальные парки
- Природа Воронежской области
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Целью создания охранной зоны было сохранить популяцию бобров, которые обитали в Усманском бору. Ученым удалось не только сохранить популяцию животных, но и начать их размножение в естественных условиях.
В результате осуществления деятельности людей происходят неконтролируемые изменения в природе. Важной задачей современного общества, в сложившейся ситуации, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Главной целью экологического воспитания детей является экологическое воспитание, которое включает в себя понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Формирование начальных основ экологического воспитания требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Перед педагогами поставлена задача воспитать у учащихся бережное, ответственное отношение к природе, а также способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.
План и сценарий методической разработки
Тема:
Животный мир воронежского заповедника
Цель заняти
я: [/b]познакомить с понятием «заповедник», дать представление о Воронежском заповеднике и о животных, там обитающих
Задачи занятия:
1. Закреплять знания о Красной книге;
2. Сформировать знания о Воронежском заповеднике и о животных, там обитающих;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Развивать речь;
5. Воспитывать умение слушать собеседника.
План занятия:
1. Вводная часть;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, вам подскажут загадки.
Ну–ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (солнце)
– Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он — невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
– А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
– Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человека окружает природа, от природы зависит наша жизнь.
– А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
– А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
(Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
– Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
– Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
Природа в России – роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
Заповедники есть во всех странах. В России больше 100 заповедников. Не далеко от нас, рядом с Воронежом расположен Воронежский государственный заповедник. В этом году ему исполняется 90 лет. Я приглашаю вас отправиться туда на экскурсию и познакомиться с Воронежским заповедником.
2. Основная часть
– Воронежский заповедник – это самый красивый уголок нашей Воронежской земли.
– Почему сосновый бор называется заповедником?
– Потому что он взят под охрану и большинство животных занесено в Красную Книгу.
– А кто скажет, почему она называется Красной?
– В заповеднике живут лоси, белки, зайцы, бобры и много разных птиц. Зимой, когда все засыпано снегом, зверям очень трудно отыскивать себе корм и тогда на помощь приходят люди. Они в лесу расставляют кормушки, и звери, не боясь людей приходят на вкусный сытный обед. Когда сменят зиму, весна, а затем лето – зверей снова кормит лес. Многие звери, живущие в заповеднике, занесены в Красную Книгу.
– История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далеком 1927 году. (Изображение музея–заповедника) Приложение 1
– На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, ученые–биологи нашли несколько семей бобров (изображение реки Усманки) Приложение 2
– Этих животных осталось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкуру (изображение бобров) Приложение 3
– Найденных бобров надо было как–то спасать, вот ученые и предложили создать в этом месте заповедник для бобров. Ведь их осталось очень мало, и без помощи человека этим животным было уже не обойтись (изображение бобров).
Решили поймать несколько бобров. Соорудить им удобные вольеры, кормить и ухаживать за ними. Ведь даже в неволе у бобров могут родиться малыши–бобрята. Когда же бобрята вырастут и окрепнут, можно будет отпустить их на волю – пусть живут. Создают свои семьи и рождают своих детей (изображения бобрят). Приложение 4
– Так в Воронежском заповеднике был создан знаменитый бобровый питомник (бобер строит хатку). Приложение 5
– Теперь бобр является символом Воронежского заповедника – его изображение находиться на эмблеме заповедника.
На поляне появляются белка и бобер. (костюмы)
Выстроился в один ряд
Наш звериный детский сад,
Просим вас, ребятки,
Загадать о нас загадки.
Маленький рост,
Пушистый хвост,
Орешки собирает,
На зиму запасает. (Белка)
– Молодцы, угадали вы меня. А теперь я хочу послушать, что вы знаете обо мне.
– Белки живут в дупле. У белки такие лапки, которыми удобно хвататься за сучья, срывать орешки и шишки. А хвост у нее – настоящий парашют. Он помогает переноситься с ветки на ветку.
Скачет очень ловко,
Быстро бегает. Легко
Вовсе не кусается,
Только лишь бодается
Любит на кусточке
Объедать листочки. (Олень)
– Что вы знаете про оленя?
– Олени пасутся семьями: мать и детеныш. Они неразлучны целый год, с весны до весны. Она подкармливает его молоком всю зиму, до новой травки. А весной семья обрывается. Они поедают молодые побеги деревьев и кустарников.
Релаксационное упражнение «Олени»
Руки – рога очень твердые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые)
Посмотрите, мы олени! Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,
Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.
Под водою строит дом.
Шубка теплая на нем
Любит много умываться
И в водичке полоскаться
Славится своим трудом, Все зовут его … (Бобром)
– Бобр – самый крупный наш грызун. Бобровый мех ценится очень дорого. Охота на бобров запрещена. Они занесены в Красную Книгу. Бобр – непревзойденный лесоруб. Они подгрызают молодые деревья, тащат к реке и строят запруды.
Поглядите, поглядите,
Хорошенько рассмотрите!
У него рога, как ветки,
Не поймешь где лоб, где нос,
Сильный он, скажите детки
Как зовут его, все? (Лось)
– Лоси – огромные животные. Они питаются травой и листьями летом, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Еще их подкармливают работники заповедника сеном.
– В заповедном лесу произрастает более тысячи видов растений, здесь нашли убежище самые разные животные: лоси, косули, кабаны, волки, лисицы, белки, норки, зайцы и многие другие. А еще птицы, рыбы, змеи, ящерицы, насекомые… Все они находятся под охраной.
– Ребята как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
– Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Какие правила поведения в природе вы знаете?
Правила поведения в природе:
1. Ходить по тропинкам.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не топтать цветы, травы.
4. Не кричать, не включать громко музыку.
5. Не разорять птичьих гнезд.
6. Не ловит насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
9. Не ломать паутинки.
10. Не разжигать костров.
11. Не разрушать муравейники.
Давайте проверим, как хорошо вы знаете эти правила.
– Ребята, наша экскурсия закончена. Где мы с вами побывали, что мы узнали о Воронежском заповеднике? А с чего началась история заповедника? (с бобров). Я предлагаю вам в подарок Воронежскому заповеднику изготовить свою эмблему, на которой будет изображен бобер.
Художественный труд «Эмблема заповедника». (Коллективная аппликация из кусочков меха).
3. Заключительная часть
– Молодцы, ребята! А теперь, предлагаю игру «Мяч передавай, на вопросы отвечай!»
(дети передают мяч друг другу, и отвечают на вопрос воспитателя)
– Что ты сегодня узнал нового?
– Что же такое заповедник?
– Для чего нужны заповедники?
– Назови заповедник нашей области.
– Фигура какого животного изображена на эмблеме заповедника?
– Что ты знаешь о Красной книге?
– Назови животных, которых охраняют в заповеднике.
– Ребята, вам понравилось занятие? Пожалуйста, возьмите смайлики, отражающие ваше настроение, и покажите мне. Хорошо! Что еще вам бы хотите узнать о природе нашего края?