Папки-передвижки

Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада

Дьячкова Ирина
Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада

Средства фольклора как источник нравственно – эстетического и физического развития воспитанников детского сада.

Дошкольный возраст - основа всеобщего становления ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Детский фольклор является богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного становления детей. В устном народном творчестве как нигде отразились черты характера, присущие нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности, честности, почтительное отношение к труду и т. д.

Публикация «Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада» размещена в разделах

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, постигая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые ощущения о ней.

Знакомство с музыкальным фольклором в практике осуществляется

на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на народных

праздниках и вечерах досуга, проводимых с детьми.

На музыкальных занятиях решаются задачи становления музыкальных способностей детей не только традиционными методами, но и на фольклорном материале,что увлекательно и благотворно. Фольклор уникален тем, что содействует становлению творческой деятельности, раскрывает человека, ведёт к самой сути фольклорной традиции - к импровизации.

Фольклорный материал распределяется с учетом возрастных особенностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наравне с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, поговоркам, пословицам. Старших детей наравне с усложнением других видов устного творчества знакомим с более трудным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.

Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и индивидуальной деятельности.

Самые распространенные стили детского фольклора, которые использую в своей работе - это колыбельные песни, потешки, считалочки, загадки, сказки, народные игры. При обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению в репертуаре неизменно должны быть детские песни. Только их исполнение подготавливает детей к хорошему фольклорному интонированию. Тип интонирования, которым исполняются произведения детского музыкального фольклора, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает дыхание. Свободное и лёгкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение натуральным и непринуждённым. Основная моя задача в этом возрастном периоде - обучение детей петь обычным звуком («пой, как говоришь»). При разучивании всякой потешки, прибаутки, заклички я непременно обыгрываю ее совместно с детьми. Это развивает их мелкую моторику. А становление мелкой моторики и руки связано с становлением речи ребенка.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. Плавность и мягкость колыбельной песни не дают быть дерзким. Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое самочувствие. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие познания о мире (Сорока-белобока). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит толк самой потешки, тот, что имеет нравственную подоплеку - как необходимо сделать так, дабы было отлично и верно? Загадки требуют от ребенка внимательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, внимательность. Совместно с тем загадки дают вероятность вести беседы на нравственную тематику : «Как необходимо заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братье меньших».

Огромное внимание я уделяю народной сказке, так сказать, сказкотерапии. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Именно сказка помогает детям разобраться, что отлично, а что нехорошо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях социума, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также нравственные и духовные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её сути неизменно заложен урок, тот, что они непрерывно воспринимают. Скажем, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду.

Негативные образы народной сказки и внешне не симпатичны (Баба Яга, Волк, Кощей, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что нужно достигать обозначенной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в финальное пиршество честности. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных одолеть сложности.

Знак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые были даны на долю героям, необходимы для того, чтобы сделать их крепкими и умными. С иной стороны, ребенок видит, что герой, совершивший неподобающий поступок, неукоснительно получит по заслугам. А герой, тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, неукоснительно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!

В старших группах для становления чувствительной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагаю детям поиграть в сказку, чтобы ощутить себя ее героем, кудесником, испытать все приключения сказочных героев и потом обнаружить выход из сложной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые нужно одолеть. В сказке герой неизменно выходит победителем из сложной обстановки, следственно учу детей быть такими же храбрыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои желания и мечты. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, надобностью решать противоречия, возникающие в жизни. В следствие этому у ребенка прогрессирует способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Игра-драматизация содействует умственному становлению детей, становлению психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и инициативности, чувствительной отзывчивости, воображению. В инсценировках и играх-драматизациях дети исполняют разные роли, копируя действия человека, изображая зверей и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.).

Первоначально выяснилось, что детям сложно передавать характерные для некоторых зверей движения. Для решения этой задачи я привлекаю воспитателей и родителей. Я стараюсь, как можно больше рассказать о звериных повадках - персонажах игр. Воспитатели в группах, а родители дома читают детям сказки, народные потешки, совместно с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят нужные для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с применением самостоятельно подготовленных атрибутов дети исполняют более образно.

В старшем возрасте 4-5 лет использую поговорки и пословицы. Они оказывают влияние не только на интеллект, но и на чувства человека: поучения, отраженные в них легко понимаются и запоминаются. Поговорки и пословицы помогают прививать детям нравственные нормы поведения.

Народные игры являются неотделимой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, обиход, национальные устои, представления о чести. Радость движения гармонирует с духовным обогащением детей. Специфика народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, почтительное отношение к культуре родной страны, создается чувствительно позитивная основа для становления духовно-нравственных чувств. Народные подвижные игры выбираются в соответствии с задачами по физическому воспитанию. Также учитывается уровень двигательных знаний и навыков детей. Подвижная игра - обычный спутник жизни ребенка, источник счастливых эмоций, владеющий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра - метод, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, аналогично обрядовому действу, от которого они часто берут свое предисловие, синтезируют в себе различные стили детского фольклора. Испокон столетий в играх ясно отражался образ жизни людей, их обиход, труд (отсюда возникли игры имитационного нрава либо игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, храбрости, мужестве, желание владеть силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую находчивость, сообразительность, свободу и тяготение к победе.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Всем хочется быть в основной роли, но не все умеют считаться с суждением товарища, объективно разрешать споры. Тут мне на подмогу приходят умные народные считалки - это истории, придуманный для детей, метод осуществления объективной честности. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается разделением ролей. Дети с огромным удовольствием их разучивают и используют как в двигательной деятельности, так и в свободной.

Таким образом видно, что фольклор помогает находить новые формы становления двигательных способностей у детей и разрешая им проявить инициативу в двигательной активности. А именно двигательная активность является сильным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Надобность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его типичного образования и становления. Движения во всякий форме, адекватные физиологическим возможностям детей, неизменно выступают как оздоровительный фактор.

Очень любимы детьми русские народные пляски. Исключительно если они исполняются в народном костюме либо применяется его элемент (кокошник, платочек, сарафан, рубаха и т. д.) Применяя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, я приобщаю детей к русскому народному творчеству, воспитываю в них национальную гордость. Крупный интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой основные роли, иным детям предлагаю подыграть на народных инструментах: ложках, трещотках, бубнах. Детям нравится играть на народных инструментах, что помогает развивать у них чувство ритма.

И как следствие моей работы с детьми, а так же помощи воспитателей и родителей, в саду проводятся народные праздники. Каждая работа построена с применением народного календаря. Стержневой спецификой работы с детьми по народному календарю является слаженное соотношение сезонного труда и веселий, т. е. непрерывно прослеживается связь нравственных и эстетических ценностей, основанных на правильных эмоциях: всеобщий труд и всеобщий праздник. К всякому календарно- обрядовому празднику необходимо подготовиться. Подготовка включает в себя разучивание песен, игр, изготовление атрибутов, инструментов, костюмов.

Нашим детям нравится проводить праздник «Масленицы», которая постоянно проводится на территории детского сада. Дети с удовольствием знакомятся с лучшими примерами фольклора : приметами, пословицами, закличками, загадками. Дети и взрослые изготавливают соломенную куклу, водят вокруг неё хороводы и поют заклички, зазывания Весны -красны. В конце праздника угощаются аппетитными блинами - символом солнца. На «Ярмарках» и «Посиделках» исполняют народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки, переплясы, поются весёлые частушки. На празднике «Сороки» дети своими руками изготавливают из соленого теста жаворонков, а работники кухни с огромным удовольствием потом пекут их. И в конце праздника дети дарят своих жаворонков родителям и работникам детского сада. Такие праздники приобщают детей к ценностям народной культуры, народным ритуалам и традициям своего народа, что правильно влияет на нравственно-эстетическое становление детей.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май»Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Помню, когда я была ребенком, дни тянулись очень медленно. Как ни странно, именно летние дни - уж очень хотелось в школу. Думаю, моей (уже.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Для тех из вас, с кем еще мы не знакомы, спешу представиться. Зовут меня Иванова Наталья.

Дидактическое пособие  «Развивающий коврик» для воспитанников детского садаДидактическое пособие  «Развивающий коврик» для воспитанников детского сада Представляю вашему вниманию развивающее дидактическое пособие - развивающий коврик для детей. Способствует развитию мелкой моторики, расширяет.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского садаФотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня ВидеоВзаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 00:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Дьячкова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД