Дьячкова Ирина
Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Средства фольклора как источник нравственно – эстетического и физического развития воспитанников детского сада.
Дошкольный возраст - основа всеобщего становления ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Детский фольклор является богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного становления детей. В устном народном творчестве как нигде отразились черты характера, присущие нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности, честности, почтительное отношение к труду и т. д.
Публикация «Средства фольклора как источник нравственно-эстетического и физического развития воспитанников детского сада» размещена в разделах
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, постигая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые ощущения о ней.
Знакомство с музыкальным фольклором в практике осуществляется
на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на народных
праздниках и вечерах досуга, проводимых с детьми.
На музыкальных занятиях решаются задачи становления музыкальных способностей детей не только традиционными методами, но и на фольклорном материале,что увлекательно и благотворно. Фольклор уникален тем, что содействует становлению творческой деятельности, раскрывает человека, ведёт к самой сути фольклорной традиции - к импровизации.
Фольклорный материал распределяется с учетом возрастных особенностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наравне с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, поговоркам, пословицам. Старших детей наравне с усложнением других видов устного творчества знакомим с более трудным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.
Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и индивидуальной деятельности.
Самые распространенные стили детского фольклора, которые использую в своей работе - это колыбельные песни, потешки, считалочки, загадки, сказки, народные игры. При обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению в репертуаре неизменно должны быть детские песни. Только их исполнение подготавливает детей к хорошему фольклорному интонированию. Тип интонирования, которым исполняются произведения детского музыкального фольклора, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает дыхание. Свободное и лёгкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение натуральным и непринуждённым. Основная моя задача в этом возрастном периоде - обучение детей петь обычным звуком («пой, как говоришь»). При разучивании всякой потешки, прибаутки, заклички я непременно обыгрываю ее совместно с детьми. Это развивает их мелкую моторику. А становление мелкой моторики и руки связано с становлением речи ребенка.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. Плавность и мягкость колыбельной песни не дают быть дерзким. Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое самочувствие. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие познания о мире (Сорока-белобока). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит толк самой потешки, тот, что имеет нравственную подоплеку - как необходимо сделать так, дабы было отлично и верно? Загадки требуют от ребенка внимательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, внимательность. Совместно с тем загадки дают вероятность вести беседы на нравственную тематику : «Как необходимо заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братье меньших».
Огромное внимание я уделяю народной сказке, так сказать, сказкотерапии. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Именно сказка помогает детям разобраться, что отлично, а что нехорошо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях социума, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также нравственные и духовные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её сути неизменно заложен урок, тот, что они непрерывно воспринимают. Скажем, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду.
Негативные образы народной сказки и внешне не симпатичны (Баба Яга, Волк, Кощей, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что нужно достигать обозначенной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в финальное пиршество честности. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных одолеть сложности.
Знак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые были даны на долю героям, необходимы для того, чтобы сделать их крепкими и умными. С иной стороны, ребенок видит, что герой, совершивший неподобающий поступок, неукоснительно получит по заслугам. А герой, тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, неукоснительно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
В старших группах для становления чувствительной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагаю детям поиграть в сказку, чтобы ощутить себя ее героем, кудесником, испытать все приключения сказочных героев и потом обнаружить выход из сложной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые нужно одолеть. В сказке герой неизменно выходит победителем из сложной обстановки, следственно учу детей быть такими же храбрыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои желания и мечты. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, надобностью решать противоречия, возникающие в жизни. В следствие этому у ребенка прогрессирует способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Игра-драматизация содействует умственному становлению детей, становлению психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и инициативности, чувствительной отзывчивости, воображению. В инсценировках и играх-драматизациях дети исполняют разные роли, копируя действия человека, изображая зверей и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.).
Первоначально выяснилось, что детям сложно передавать характерные для некоторых зверей движения. Для решения этой задачи я привлекаю воспитателей и родителей. Я стараюсь, как можно больше рассказать о звериных повадках - персонажах игр. Воспитатели в группах, а родители дома читают детям сказки, народные потешки, совместно с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят нужные для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с применением самостоятельно подготовленных атрибутов дети исполняют более образно.
В старшем возрасте 4-5 лет использую поговорки и пословицы. Они оказывают влияние не только на интеллект, но и на чувства человека: поучения, отраженные в них легко понимаются и запоминаются. Поговорки и пословицы помогают прививать детям нравственные нормы поведения.
Народные игры являются неотделимой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, обиход, национальные устои, представления о чести. Радость движения гармонирует с духовным обогащением детей. Специфика народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, почтительное отношение к культуре родной страны, создается чувствительно позитивная основа для становления духовно-нравственных чувств. Народные подвижные игры выбираются в соответствии с задачами по физическому воспитанию. Также учитывается уровень двигательных знаний и навыков детей. Подвижная игра - обычный спутник жизни ребенка, источник счастливых эмоций, владеющий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра - метод, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, аналогично обрядовому действу, от которого они часто берут свое предисловие, синтезируют в себе различные стили детского фольклора. Испокон столетий в играх ясно отражался образ жизни людей, их обиход, труд (отсюда возникли игры имитационного нрава либо игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, храбрости, мужестве, желание владеть силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую находчивость, сообразительность, свободу и тяготение к победе.
Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Всем хочется быть в основной роли, но не все умеют считаться с суждением товарища, объективно разрешать споры. Тут мне на подмогу приходят умные народные считалки - это истории, придуманный для детей, метод осуществления объективной честности. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается разделением ролей. Дети с огромным удовольствием их разучивают и используют как в двигательной деятельности, так и в свободной.
Таким образом видно, что фольклор помогает находить новые формы становления двигательных способностей у детей и разрешая им проявить инициативу в двигательной активности. А именно двигательная активность является сильным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Надобность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его типичного образования и становления. Движения во всякий форме, адекватные физиологическим возможностям детей, неизменно выступают как оздоровительный фактор.
Очень любимы детьми русские народные пляски. Исключительно если они исполняются в народном костюме либо применяется его элемент (кокошник, платочек, сарафан, рубаха и т. д.) Применяя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, я приобщаю детей к русскому народному творчеству, воспитываю в них национальную гордость. Крупный интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой основные роли, иным детям предлагаю подыграть на народных инструментах: ложках, трещотках, бубнах. Детям нравится играть на народных инструментах, что помогает развивать у них чувство ритма.
И как следствие моей работы с детьми, а так же помощи воспитателей и родителей, в саду проводятся народные праздники. Каждая работа построена с применением народного календаря. Стержневой спецификой работы с детьми по народному календарю является слаженное соотношение сезонного труда и веселий, т. е. непрерывно прослеживается связь нравственных и эстетических ценностей, основанных на правильных эмоциях: всеобщий труд и всеобщий праздник. К всякому календарно- обрядовому празднику необходимо подготовиться. Подготовка включает в себя разучивание песен, игр, изготовление атрибутов, инструментов, костюмов.
Нашим детям нравится проводить праздник «Масленицы», которая постоянно проводится на территории детского сада. Дети с удовольствием знакомятся с лучшими примерами фольклора : приметами, пословицами, закличками, загадками. Дети и взрослые изготавливают соломенную куклу, водят вокруг неё хороводы и поют заклички, зазывания Весны -красны. В конце праздника угощаются аппетитными блинами - символом солнца. На «Ярмарках» и «Посиделках» исполняют народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки, переплясы, поются весёлые частушки. На празднике «Сороки» дети своими руками изготавливают из соленого теста жаворонков, а работники кухни с огромным удовольствием потом пекут их. И в конце праздника дети дарят своих жаворонков родителям и работникам детского сада. Такие праздники приобщают детей к ценностям народной культуры, народным ритуалам и традициям своего народа, что правильно влияет на нравственно-эстетическое становление детей.