Ирина Картамышева
Способы профилактики истерик у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская истерика возникает в результате сильнейшего возбуждения нервной системы, связанного с накопившимся психическим напряжением; переутомлением; сопутствующими соматическими заболеваниями; недостаточностью внимания со стороны родителей; отсутствия поведенческих границ в семье; ревностью к другим членам семьи; невозможностью получить желаемое; вмешательства взрослых в игру или деятельность ребенка; излишней критики со стороны взрослых. Истерика у ребенка может возникать из-за отсутствия возможности выразить недовольство, если он еще не умеет разговаривать; привлечения к себе внимания, которого не хватает; психотравмы; подражания сверстникам или взрослым; слабого, неуравновешенного типа нервной системы. С истерическим приступом малыши не могут справиться самостоятельно. Помочь детям успокаиваться и избегать истерики могут родители и педагоги. Необходимо научить дошкольников переключаться и успокаивать себя.
Публикация «Способы профилактики истерик у дошкольников» размещена в разделах
Родителям важно понимать, что каждый случай индивидуален и к ребенку нужно, искать свой подход.
С целью профилактики детской истерики предлагаю способы, которые помогут сохранять контроль над ситуацией – позитивные установки для родителей:
- я контролирую себя;
- я овладеваю навыками саморегуляции;
- я запрещаю себе срываться на ребенка в ответ на его истерику;
- я сохраняю спокойствие, не вовлекаясь эмоционально;
- я успокаиваю ребенка без крика и угроз;
- я устанавливаю с ребенком зрительный контакт, прежде чем что-то донести до него, например, присяду на корточки, чтобы быть на уровне ребенка;
- я показываю ребенку, что люблю его; понимаю и принимаю его эмоции: «Я понимаю, что тебе очень обидно», «Мне жаль, что так получилось»;
- я обнимаю и поглаживаю ребенка, если он это принимает;
- я демонстрирую малышу, что в данный момент я являюсь островком полной безопасности для него;
- я переключаю внимание ребенка с внутренних переживаний на физические ощущения;
- я предлагаю ребенку попить воды, помыть руки, умыться;
- я наливаю в тазик теплую воду, опускаю в нее игрушки, поролоновые губки, бутылочки, трубочки и предлагаю ребенку поиграть;
- я добавляю в тазик с водой отвары трав: валерианы, мелиссы или ароматические масла: мятные, лавандовые, ромашковые, предварительно, посоветовавшись, с врачом;
- в момент угасания истерики я предлагаю ребенку что-то сделать вместе (заняться уборкой или поиграть сенсорным материалом (пластилином, кинетическим песком, крупой);
- о поведении ребенка разговариваем после.
Если ребенок манипулирует истерикой :
- я увожу ребенка от чужих глаз, лишая его зрителей или выхожу из детской комнаты;
- я запрещаю кому-то из родственников противоречить решению родителей: «Нет», означает «Нет».
Успокоят ребенка и повысят его общий жизненный тонус дыхательные упражнения:
Удочка-трубочка
Нарисовать на бумаге много рыбок и вырезать их. Приготовить 2 тарелки, трубочку. Положить рыбок на одну тарелку. Предложить ребёнку рыбачить с помощью удочки-трубочки. Попросить ребёнка прислонить конец трубочки к рыбке, втянуть воздух, рыбка прилипнет, задержать дыхание и постараться переложить рыбку из одной тарелки в другую.
Шторм в мисочках
Налить воду в 3 мисочки. В них должен быть разный уровень воды. Предложить ребёнку с помощью трубочки создать шторм. Условия игры: вода не должна перетекать через края стаканов. Для этого малышу потребуется контролировать силу выдоха: дуть слабее, где много воды, а где ее мало, нужно дуть сильнее.
Покорми птичку
Для игры понадобится стул, картон, на котором нарисована птичка, с широко открытым и вырезанным отверстием-клювом, ватные помпоны, бумажные комочки. Закрепить рисунок на спинке стула. Разложить помпоны, бумажные комочки на стуле и предложить ребенку покормить птичку, задувая их туда своим дыханием. Можно предложить ребенку покормить зайчика, котенка, собачку, нарисовав их на картоне предварительно или в процессе игры.
Обязательной профилактикой истерик должно быть : соблюдение режима дня. Ребенок должен закрепить для себя, что всему свое время (сон, еда, игры, прогулки). Родителям стараться быть в курсе всех переживаний малыша, общаться с ним, проявлять к нему искреннюю любовь. Это согреет ребенка и защитит его от истерик.
Истерики у дошкольников требуют много терпения. Если они случаются часто, протекают тяжело и взрослый не может помочь малышу, нужно обратиться к детскому психологу, который сможет найти ошибки, возможно, в воспитании ребенка и поможет скорректировать действия родителей для решения проблемы. Для старших дошкольников может быть проведена психологическая работа, направленная на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы и обучение ребенка способам снижения психоэмоционального напряжения и саморегуляции. При необходимости понадобится консультация невролога, психиатра или другого врача, возможно у ребенка произошла истерика от физической боли. В таком случае, необходимо медицинское обследование и лечение.
Список использованной литературы:
1. Степанов, С. С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. - М. : Дрофа-Плюс, 2006. - 224с.
2. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб: Речь, 2010. - 116с.
3. Хоменко, И. А. Перестаньте меня воспитывать!- СПб. : Издательский Дом «Азбука-Классика», 2009. – 234с.
4. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевтические истории для детей - М. : Независимая фирма «Класс», 2005. - 224с.
5. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 176с.