Саида Нажева
Спортивный квест для средней группы «Как Куижий коня добывал» (адыгейские народные игры, культура)
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивный квест
“Как Куижий коня добывал”
Цель: укрепление здоровья и развитие физических навыков дошкольников.
Задачи:
– расширить представления детей об адыгейских народных играх (”Скачки”, “Снимать сыр”, “Всадники”, “Захват противника”, “Прыжок лягушки”, “Сильные ноги”, “Драчливый баран”).
– совершенстовать физическую культуру детей (развивать быстроту, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы ног, костно-мышечный аппарат, ноги, туловище).
Публикация «Спортивный квест для средней группы „Как Куижий коня добывал“ (адыгейские народные игры, культура)» размещена в разделах
- Адыгейские народные игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лошади, лошадки. Игры, дидактические пособия
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Адыгея
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2021
– учить детей активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять доброжелательные качества личности, управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
– продолжить формирование музыкальной культуры дошкольников посредством знакомства с лучшими образцами адыгейской народной и инструментальной музыки (народными адыгейскими мелодиями, творчеством М. Кабардокова идр.).
– воспитывать познавательный интерес к адыгейской народной культуре, традициям, обычаям, играм.
Материалы и оборудование:
фото и видеоматериалы: фото и видео скачущих лошадей.
музыкальное сопровождение: музыка М. Кабардокова из к/ф “Глубокие реки”,“Старинные адыгские мелодии” в исполнении ансамбля “Кабарда”,“Старинная адыгейская мелодия” З. Евазова, кваканье лягушек, звуки свирели, адыгейская инструментальная музыка, черкеская народная мелодия, “Пробуждение” в исполнении М. Кабардокова и “Клевер Квартета”.
оформление помещения: изображение пещеры, “Долина цветов”, “дерево” (шест).
реквизит: седло, пластмассовые бутылки (10 штук, песочные часы, карта, вуаль, голова коня, свирель.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок о приключениях Куижия.
2. Составление сюжетной линии и заданий для квеста.
3. Подбор и изготовление необходимого реквизита.
4. Обозначение места тайников.
Действующие лица:
Ведущий
Куижий
Дети
Добрая фея
Два великана
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, ребята. К нам в гости спешит дорогой гость, а кто он вы поймете, посмотрев на экран.
(На экране рисунки с изображением героя)
Ведущий: Этот сказочный герой известен нам с детства, славился веселым нравом и сообразительностью, и хотя ростом он был невелик, побеждал великанов, об его интересных приключениях нам читали наши мамы и бабушки. Вы слышали как он выжимал воду из камня? О каком герое идет сейчас речь?
(Ответы детей)
Ведущий: Вы угадали, ребята. У нас сегодня в гостях Куижий.
(Звучит музыка, входит герой)
Куижий : Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас сегодня, таких веселых, радостных и шумных!
Дети: Здравствуйте.
Куижий : Я много слышал о вас, дорогие дети. Знаю каждого из вас, ведь вы каждый вечер просите своих мам и бабушек прочитать сказки о моих приключениях. Большое спасибо! А какие приключения вам понравились больше всего?
(Ответы детей)
Куижий : Ребята, я ведь сегодня к вам пришел неспроста. Рано утром мне принесли подарок. Он в этой коробке. Я пришел к вам, чтобы мы вместе открыли коробку и рассмотрели ее содержимое.
(Открывает коробку и достает из нее предмет)
Куижий : Ребята, вы знаете, что это за предмет? Если вы затрудняетесь ответить, я загадаю загадку:
Что ниже собаки,
Выше лошади?
(Ответы детей)
Куижий : Верно, ребята, это седло. Очень полезный и щедрый подарок. Но у меня нет лошади. Как же мне быть?
(Ответы детей)
Куижий : Конечно, и тут вы правы. Мне нужна лошадь, чтобы надеть на нее седло. Но вот, незадача, у меня нет денег, чтобы купить ее. Но лошадь можно добыть. У нас в ауле говорят, что табун прекрасных лошадей разводят великаны за тридевять земель отсюда. Посмотрите, ребята, какие прекрасные лошади!
(На экране видео скачущих лошадей)
Куижий : Ребята, я решил отправиться в новое путешествие в Страну великанов и добыть себе коня. Хотите, я возьму вас с собой? Вы разделите со мной опасные и увлекательное приключения?
(Ответы детей)
Куижий : Итак, мы отправляемся в путешествие. Что вам нужно помнить? Дорога в Страну великанов долгая и нелегкая, у нас на пути будет немало испытаний. Главное: мы должны быть дружной командой, вместе решать трудные задачи, быстро и точно выходить из трудных ситуаций.
С него же мы начнем наше путешествие?
(Ответы детей)
Куижий : Вы дали правильный ответ. Первым делом нам нужна карта по которой мы будем ориентироваться. Я знаю, где мы эту карту добудем. Слышал я от одного мудреца, что непадалеку есть Большая пещера. В ней, в одной из высоко подвешенных бутылочек мы найдем нужную нам карту. Вперед, друзья!
(Звучит музыка М. Кабардокова из к/ф “Глубокие реки”.
Дети выстраиваются вслед за героем и идут до “пещеры”
Дети заходят в “пещеру”).
Куижий : Ребята, вот и мы и добрались до пещеры. Посмотрите, сколько много бутылок висит здесь! В одной из них находится та самая карта, которая поможет отыскать путь в Страну великанов. Но наше время ограничено. Посмотрите, в углу стоят песочные часы. Мы должны найти заветную бутылочку с картой, пока последняя песчинка не упадет. Время пошло, вперед. друзья!
(Звучит “Черкеская песня” (флейта и цитра, соль мажор) М. Кабардокова.
Дети дотягиваются до бутылок, открывают их, чтобы найти карту)
Куижий : Ребята, посмотрите, карта нашлась!
(Разворачивает и изучает ее).
Куижий : Ребята, путь нам предстоит нелегкий. Мы поскачем на конях до Долины цветов, там живет Добрая фея. Она и укажет нам дальнейший путь.
1 ребенок: Куижий, как же мы поскачем, если у нас нет коней?
Куижий : Это дело поправимое. Моя нана, до того как я учился скакать на настоящей лошади, давала мне в руки деревянный прутик, и я, научился скакать. А еще мы с мальчишками играли в “Скачки”. Эх, веселое было время! Возле пещеры растет густой лес. Там мы сможем собрать прутики и поскачем на них дальше.
(Дети собирают прутики “в лесу” и сев на них как на коней, продолжают путь дальше).
Куижий : А вот и Долина цветов! Посмотрите, какие прекрасные цветы здесь растут. Красные, желтые, золотистые.
(Выходит Добрая фея)
Добрая фея: Добрый день, дорогие путники! Кто вы и куда держите путь?
Куижий : Я – Куижий, а это мои друзья. Наш путь лежит в Страну великанов. Я хочу там добыть себе коня, а ребята – мои помощники.
Добрая фея: Нелегок вам путь. Но я вам помогу. Взамен вы должны выполнить одну мою просьбу.
Куижий : Говори, что нужно делать.
Добрая фея: Как вы верно заметили, моя долина прекрасна цветущими растениями. Я проявляю заботу и внимание к каждому цветку. Как-то утором, я обходила прекрасную долину и заметила, что ветер на моем самом любимом цветке сломал стебелек, когда я наклонилась к цветку, ветер сорвал с моей головы вуаль и закружил в танце. Вуаль зацепилась вот за то самое дерево. Если среди вас есть смельчаки, которые поднимутся на дерево и снимут мою вуаль, я буду вам безмерно благодарна.
Куижий : Мой ребята обязательно тебе помогут, фея. Ребята, в нашем ауле мальчишки играли в одну очень интересную игру. Она называлась “Снимать сыр”. На игровой площадке вкапывали шест, укрепляли на него небольшую корзинку со сладостями. Смельчаки подходили к шесту, обхватывали его руками и ногами и лезли наверх, брали из корзинки одной рукой все, что могли унести и опускались на землю. Нам предстоит задача не сложнее этой. Кто из вас своей смелость добудет нам помощь феи? Быстрыми и ловкими движениями вы доберетесь до цели.
(Ответы детей. Дети по очереди соревнуются в добывании вуали.
Звучат “Старинные адыгские мелодии” в исполнении ансамбля “Кабарда”)
Куижий : Ребята, молодцы! Мы добыли вуаль для феи и она рассказала нам, как отыскать Страну великанов. Нам нужно идти вдоль реки до восхода солнца, и когда мы услышим ржание и топот коней, окажемся на поле, где пасутся прекрасные лошади. А доберемся мы быстрее, если будем скакать на лошадях. В нашем ауле мальчишки любили играть в игру “Всадники”. Для начала, вам нужно разделиться на пары: один будет “конем”, другой – “наездником”. Первый вытягивает руки назад-вниз, а второй берет его за руки. В таком положении мы и доскачем до поля. Итак, вперед!
(Звучит “Старинная адыгейская мелодия” З. Евазова.
Дети выполняют команду и “скачут” до назначенного места)
Куижий : Ребята, послушайте, что это за звуки?
(Звуки ржания лошади)
Куижий : Вот мы и добрались до табуна. Наконец-то я смогу выполнить цель нашего путешествия – выбрать себе коня. Но, как же их много! Какие они красивые! Какого же мне коня выбрать?
(Ответы детей)
Куижий : Вы правы, ребята. Я выберу того коня, которому я сам буду по нраву. Но, чтобы не напугать коней и не разбудить великанов, мы должны быть осторожными. Я предлагаю приблизиться к лошадям, прыгая как лягушки. “Прыжок лягушки” – так называлась наша забава. Мальчишки в ауле отмечали сперва линию старта. И каждый игрок прыгал вперед три раза. Последнее место приземления отмечалось. Затем то же самое выполняли другие игроки. Игрок, прыгнувший дальше всех побеждал. И сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру. Только немного изменим ее правила. Мы начнем прыгать все вместе до намеченной цели. Двигайтесь быстро!
(Звучит кваканье лягушек.
Дети выполняют задание)
Куижий : Ребята, в этом поле пасется много красивых коней. Но своего я уже выбрал.
(Он достает из-за пазухи свирель и играет на ней.
Затем возвращается с “конем”).
Куижий : Вот мой конь, нравится он вам, ребята?
(Ответы детей)
Куижий : Ребята, что это там за облако пыли? Это идут великаны!
(Перед ними стоят два великана)
1 великан: Кто вы такие? Зачем вы к нам пожаловали?
2 великан: Они украли лошадь из нашего табуна!
1 ребенок: Мы не воры! Мы пришли с миром. Хотим добыть коня для нашего друга Куижия.
1 великан: Добыть коня для друга? Что ж, для это вам нужно очень постараться. Вы ведь смелые и сильные?
Дети хором: Да!
2 великан: Тогда мы вас испытаем! Сумеете выстоять и победить – забирайте коня!
2 ребенок: Мы согласны!
1 великан: Итак, первое испытание. Вы должны от своей команды выбрать одного человека, который будет соревноваться с нашим великаном. Победит, значит пройдете второе испытание. Ну, что готовы?
Дети хором: Да!
Куижий : Ребята, мы в ауле играли в такую игру. Она называется “Захват противника”. На игровой площадке на расстоянии 60-70 метров друг от друга вбиваются два колышка. Игрок должен добежать до колышка противоположной стороны площадки и дотронуться до него. Будьте ловкими и внимательными!
(Звучит адыгейская инструментальная музыка.
Дети по очереди выполняют задание. Великаны пытаются помешать игроку из команды соперника, задерживая его).
2 великан: Ну что ж, молодцы! Вы отлично справились с заданием.
1 великан: Вот очередное задание: игрок от вашей команды и наш великан ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По моему сигналу игроки должны выпрямить ноги. Выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника. При выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.
Куижий : Ребята, это старинная адыгейская игра, она называется “Сильные ноги”. Проявите терпение, силу и выдержку. Я желаю вам удачи в этой игре!
(Звучит черкеская народная мелодия.
Дети соревнуются в игре и побеждают)
1 великан: Вы опять выиграли! Последнее испытание будет посложнее, дети.
(Великаны очерчивают на игровой площадке круг диаметром 1,5-3,5 метра).
Куижий : Ребята, последнее испытание, которое вы должны пройти называется “Драчливый баран”. Один игрок от нашей команды становится напротив великана. Оба игрока опускаются на четвереньки друг перед другом так, чтобы одно плечо упиралось в плечо соперника. По условному знаку соперники стараются вытолнуть друг друга из круга. Проявите выносливость, друзья!
(Звучит музыка М. Кабардокова “Четыре наигрыша для апапшины соло”. Дети соревнуются с соперниками).
Куижий : Молодцы, ребята! Вы побели во всех состязаниях! Что скажете, великаны?
1 великан: Победа добыта в честных поединках. Забирай коня. Он по-праву теперь твой.
Куижий : Благодарю вас, мои друзья! Вы показали в состязаниях свою силу, сметливость, ловкость и терпение! Вы – настоящие друзья. Без вас не добыть мне коня.
(Великаны отдают коня Куижию и прощаются с детьми, уходят).
Куижий : Настало время и нам, дорогие друзья, вернуться домой.
(Звучит “Пробуждение” в исполнении М. Кабардокова и “Клевер Квартета”)