Белокопытова Нина Анатольевна
Спортивный кружок для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивный кружок для дошкольников
Пояснительная записка.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Публикация «Спортивный кружок для дошкольников» размещена в разделах
Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Основная направленность программы - сохранение и укрепление здоровья детей.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Данная программа рассчитана на 36 учебных часа в год, 1 занятия в неделю продолжительностью 30 мин, разработана для дошкольников, имеющих хорошие предпосылки для развития опорно-двигательного аппарата. Она направлена на улучшение физического развития и физической подготовленности детей.
Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, для профилактики плоскостопия и сколиоза, подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у дошкольников желания физического самосовершенствования.
Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие беседы знакомят дошкольников с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значимости на организм человека, разнообразии подвижных игр, правил проведения и их влияния на физическое развитие дошкольников.
Модифицированная программа по физическому воспитанию и развитию дошкольников представляет локальный нормативный документ и является основным для оценки качества физического образовательного процесса в МБДОУ Детский сад № 39.
Программа разработана в соответствии с
-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»;
-приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Постановление от 15.05.2013г. №26 СанПиН 2.4.1. 3049-13;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2-13 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-Устав ДОУ от 28.11.2011 года №825.
Программа рассчитана на 1 год и предусматривает проведение НОД 1 раз в неделю, время проведения – 30 минут, в месяц – 4 занятия. Количество детей – 6, возраст 6лет.
Методическое обеспечение программы:
• Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
• Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
• Словесные – объяснение;
• Наглядные – показ, книги, иллюстрации, презентации;
• Креативные – творческий подход.
• оздоровительные
• практические (игровые).
Организация работы с детьми строится с учетом психо - физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
• Соответствие уровня материала познавательным возможностям и
интересам детей данного возраста.
• Соответствие упражнений двигательным возможностям детей.
• Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.).
• Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и дополнительной программой развития «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» под ред. К. К. Утробиной, в соответствии с рабочей программой ДОУ.
Программа разработана для детей подготовительной к школе группы. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей.
В основное содержание программы входят:
• упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;
• подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.
Структура занятий
Продолжительность занятия – 30 мин
Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.
Вводная часть:
Занимательная разминка -4 мин
Основная часть:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики-2мин.
ОРУ -3-5 мин
ОВД-5-6 мин.
Веселый тренинг -2 мин.
Подвижная игра -3 мин
Заключительная часть:
Игра малой подвижности – 1 мин
Или упражнения на расслабление.
Занимательная разминка
Виды ходьбы:
На носках; на пятках; одна нога на пятке, другая на носке; скрестным шагом вперед; в полуприседе; спиной вперед; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь; приставным шагом, боком; с упражнениями для рук; обычная.
Виды бега:
Легкий на носочках; сильно сгибая ноги назад; галопом правым и левым боком; бег со сменой движения.
Виды прыжков:
Прыжки на двух ногах. Подскоки (прыжки с ноги на ногу.
Виды ходьбы на четвереньках:
«Раки» - и. п. сидя, ноги вместе, руки по бокам на полу, переносить туловище к ногам и т. д.
«Обезьянки» -высокие четвереньки.
«Муравьишки» - средние четвереньки на ладонях и коленях.
Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям. У детей 4-5 лет дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботится о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
1 комплекс (октябрь, ноябрь)
• Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
• Нажимать указательным пальцем точку под носом.
• Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
• Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем, выдох через правую ноздрю (при этом закрыта левая).
• Вдох через нос и медленный выдох через рот.
2 комплекс (декабрь, январь, февраль)
• Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек. Это упражнение оказывает положительное влияние на внутренние органы.
• Слегка подергать кончик носа
• Указательным пальцем массировать ноздри.
• Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились»
• Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
• Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони»
3 комплекс (март, апрель, май)
• «Моем» кисти рук
• Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
• «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
• Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
• Несколько раз зевнуть и потянуться.
Дозировка выполнения – 5-10 раз.
Общеразвивающие упражнения
Октябрь с платочками
С большим мячом
Ноябрь с кубиками
Со средним мячом
Декабрь с палкой
С обручем.
Январь с ленточкой.
С большим мячом
Февраль с платочками.
С обручем
Март с кубиками.
С колечком
Апрель с палкой.
С ленточкой
Май с большим мячом.
Полоса препятствий. (ОВД)
Задачи.
Обучать основным видам движений в игровой форме, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, выносливость, учить выполнять правила игры.
Перечень игровых заданий
• №1
1. Ходьба по веревке прямо
2. Прыжки в длину с места
3. Ползание на четвереньках прямо до ориентира
4. Метание мешочка вдаль
• №2
1. Ходьба, перешагивая через модули
2. Прыжки вверх, ударить в бубен
3. Пролезание в обруч прямо
4. Катание мячей
• №3
1. Ходьба по наклонной доске
2. Прыжки из обруча в обруч
3. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке
4. Метание в цель
• №4
1. Ходьба по ребристой доске
2. Прыжки на батуте
3. Лазание по гимнастической стенке, с пролета на пролет
4. Бег между ориентирами
• №5
1. Ходьба по гимнастической скамье
2. Прыжки через несколько гимнастических палок
3. Пролезание под скамейкой прямо
4. Кегельбан
• №6
1. Ходьба
2. Прыжки через кубики
3. Лазание по гимнастической лестнице приставным шагом
4. Бросание и ловля большого мяча
Веселый тренинг.
Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после выполнения ОВД выполняются игровые упражнения в течении 2 мин. Все упражнения способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации движений и формированию правильной осанки.
Перечень игровых упражнений
1. «КАЧАЛОЧКА» Перекаты в группировке лежа на спине. Повтор 3 раза. Для мышц рук, ног, туловища, развития силы и гибкости.
2. «ЦАПЛЯ» Стойка на одной ноге, поочередно. Для мышц ног, развития координации.
3. «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА» Лежа на животе – руки иноки в стороны, прогнуться. Для укрепления мышц ног, рук, спины.
4. «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» Стойка на коленях, руки вдоль туловища. Наклониться назад, спину держать прямо, выпрямится. Повтор 3-4 раза. Для укрепления мышц спины живота, бедер.
5. «САМОЛЕТ» Сед ноги вместе на полу. Поднять ноги вверх, руки в стороны. Удерживать позу 5-8 сек. Повтор 3 раза. Для укрепления мышц живота, ног, рук.
6. «ПОТЯГИВАНИЕ» Лежа на спине. Потянуть левую ногу пяткой вперед, а левую руку над головой, потом сменить, затем – двумя ногами и руками вместе. Растяжка мышц.
7. «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ» Встать прямо, соединить ладони за спиной, вывернув их, расположить пальцами вверх. Удерживать позу. Медленно опустить руки, встряхнуть кистями. Упражнение для осанки.
8. «КАРУСЕЛЬ» Сидя, углом на полу. Повороты вокруг себя, помогая руками. Для мышц ног, рук, живота.
9. «ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ» Сидя, поднять к груди стопу, обняв ее руками. Покачать «малышку», касаясь лбом колена и голени. Сменить ноги. Развивает гибкость суставов ног, создает чувство радости.
10. «ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ» Стоя, полуприседания с покачиванием в стороны, руки на поясе. Укрепляет мышцы ног.
11. «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК» Лежа на спине, упор сзади на локтях, удерживать позу, спина прямая. Повтор 3 раза. Для мышц рук, живота, ног, развития силы и гибкости.
12. «ПАРОВОЗИК» сед на полу, ползание на ягодицах, вперед и назад. Для укрепления мышц ног, ягодиц.
13. «КОЛОБОК» Группировки в положении сидя и лежа на спине. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, гибкости.
14. «НОЖНИЦЫ» Лежа на спине, поднять ноги и выполнять скрестные движения. Повторить 3 раза. Для мышц живота, ног.
15. «ПТИЦА» Лежа на животе, руки вверх-в стороны, прогнуться. Махать руками – отдых. Повтор 2-3 раза. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для развития гибкости.
16. «ПЛАВАНИЕ НА БАЙДАРКЕ» Сед согнув ноги на полу, руки вперед. Лечь на спину и подняться без помощи ног. Повтор 5 раз. Для мышц спины, живота, ног.
17. «ВЕЛОСИПЕД» Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги. Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
18. «ГУСЕНИЦА» Стойка на четвереньках, подтянуть колени к рукам, не отрывая их от пола, переставить руки вперед как можно дальше. Повторить. Для укрепления мышц рук, ног, туловища.
Подвижные игры.
Общеизвестно, что игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать интерес детей, развивать физические качества, смекалку и сообразительность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Октябрь
Основные виды движений
Полоса препятствий
Диагностика физической подготовленности (бег, прыжки, метания)
Веселый тренинг
Качалочка
Цапля
Подвижные игры
Солнышко и дождик
Мы – осенние листочки
Найди игрушку
Затейники
Ноябрь
Основные виды движений
Полоса препятствий
Веселый тренинг
Морская звезда
Оловянный солдатик
Подвижные игры
Медведь
Еж с ежатами
Гимнастика
Воздушный шар
Декабрь
Основные виды движений
Полоса препятствий
Веселый тренинг
Самолет
Потягивание
Подвижные игры
Догони меня!
Самолеты
Холодно-жарко
Едет-едет паровоз
Январь
Основные виды движений
Упражнения с большим мячом
Веселый тренинг
Ах, ладошки
Карусель
Подвижные игры
Догони свой мяч
Снежинки и ветер
Февраль
Основные виды движений
Полоса препятствий
Веселый тренинг
Покачай малышку
Танец медвежат
Подвижные игры
Веселые зайчата
Ловишки с ленточкой
Зимние забавы
Скажи и покажи
Март
Основные виды движений
Полоса препятствий
Веселый тренинг
Маленький мостик
Паровозик
Подвижные игры
Не боимся мы кота
Воробушки и автомобили
Деревья и птицы
Все спортом занимаются
Апрель
Основные виды движений
Полоса препятствий
Веселый тренинг
Колобок
Ножницы
Подвижные игры
Карусель
Жуки
Тишина у пруда
Круг-кружочек
Май
Основные виды движений
Диагностика физической подготовленности
(бег, прыжки, метания)
Веселый тренинг
Гусеница
велосипед
Подвижные игры
Лягушки
Одуванчики
Море волнуется
Узнай, чей голосок.
Методическое обеспечение:
Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.
В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др., предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию, выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.
Дозировка упражнений зависит от возраста детей: 6-7 лет 10-12раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха.
Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.
С детьми 5-7 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).
Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:
• ритмическое музыкальное сопровождение;
• четкие команды;
• звуковой сигнал.
Для всех возрастных групп на занятие применяется художественное слово. Все это способствует повышению интереса и активности детей, а, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.
На занятиях у детей применяется не только корригирующая гимнастика, но и фитбол-гимнастика, с нестандартным оборудованием и на тренажерах: «Твистер», «Бегущая по волнам», «Скамья для пресса»,велотренажер
Когда дети разучат все упражнения на снарядах и тренажерах, занятия проводятся в форме круговой тренировки. Круговая тренировка обеспечивает индивидуально-максимальную нагрузку на каждого ребенка. Он сам задает темп и регулирует нагрузку. Моя задача – создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности
На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.
Проводится самомассаж в игровой форме.
Каждое занятие включает две подвижные игры разной подвижности.
Литература
1. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М. : Физкультура и спорт, 2000
2. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2001
3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб. : Детство ПРЕСС, 2008
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогических вузов и колледжей. М. : Мозаика-Синтез, 2004
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Игры и тренинги. – М. Издательство ГНОМ и Д, 2004
6. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников : Учебное пособие. М. : Статут, 2000