Саглар Пуртинова
Спортивно-познавательная мини-игра «Зов степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) коррекционно – развивающие – развивать координацию, мелкую мото-рику, психофизические качества - силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности.
2) обучающие – обучить основам самомассажа, совершенствовать технику ходьбы и бега с преодолением препятствий, лазания и ползанья, прыжков, метания в цель.
3) познавательные – ознакомить с расположением континента Европы, размещением на ней зоны степи, с растительным и животным миром степи, национальными и семейными традициями (труд, семья, жилище) и этническими традициями (фольклор, народные игры, прикладное искусство) калмыцкого народа.
Публикация «Спортивно-познавательная мини-игра „Зов степи“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2016
4) воспитательное – воспитывать интерес к народным играм, настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания.
Участники: две команды по 8-10 человек.
Оформление зала: экран, проектор, красочное панно с изображением степи и надпись «Зов степи».
Оборудование и инвентарь: скакалки, большие и малые мячи, гимнастические палки, альчики (овечьи бабки, кольца, предметы быта (пояса, посуда, шапки, подушки. плетки)- по количеству детей, 8 кеглей, 4 обруча, 4 мал. корзины, 2 стойки с «лошадиной головой», 2 стула, 2 платка, карточки с изображением тюльпанов.
Музыкальное оформление: аудиозаписи с калмыцкими мелодиями.
Ход игры.
Звучит калмыцкая танцевальная мелодия. Дети входят в зал двумя командами и садятся на скамейки.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие детишки, девчонки и мальчишки. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по степным просторам. Но сначала скажите:
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
- А столица нашей страны? (г. Москва). В нашей огромной России нахо –
дится республика, в которой мы живем.
- Как она называется? (Республика Калмыкия – Хальмг Тангч)
- Назовите столицу нашей республики? (город Элиста)
-Наша степная республика расположена на крайнем юго – востоке Евро –пейской части Российской Федерации. У нас длинное и жаркое лето, а зима короткая и малоснежная. Лучшее время года – весна, короткая и бурная. Вся степь одевается в зеленый наряд. Вокруг Элисты цветут тюльпаны Шренка (красные, Биберштейна (желтые) и двухцветковые, которые являются редкими растениями, и поэтому занесены в Красную книгу Калмыкии.
- Какие степные растения вы еще знаете? (ирисы, ромашки, полынь,
ковыль, лютики, подснежники). - Каких степных животных вы знаете? (лиса, заяц, сайгак, волк, хорь, корсак, суслик, тушканчик). В нашем степном крае в дружбе и согласии живут и трудятся люди разных национальностей: это калмыки, русские, казахи, украинцы, чечены, даргины, и др.
Звучит музыка.
Ведущий: Вы слышите? Это голос степи! (появляется девушка в национальном платье и исполняет калмыцкий танец).
Хозяйка степи:
Степь калмыцкая весной
Вся – зеленый океан.
В дымке нежно-голубой,
Как верблюд прилег курган.
Изо всех своих силенок
Жаворонок песни льет.
Словно беленький ягненок,
В небе облачко плывет. (Григорий Кукарека.)
-Вы не бывали еще в степи? Так приезжайте!
Ведущий: Это хозяйка степи - добрая, гостеприимная, которая приглашает нас в степь. Мы принимаем это приглашение?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда вместе скажем: «Нас зовет степь!».
Хозяйка степи: Итак, отправляемся в путь!
Ведущий: Для удобства мы пойдем двумя командами, за победу в каждом
состязании 1 команда получает красный тюльпан, другая – желтый.
В конце нашего путешествия мы подсчитаем количество тюльпанов,
собранных каждой командой, и определим победителя. Итак, вперед!
Под калмыцкую танцевальную мелодию дети начинают движение по
периметру зала; прыгают по «кочкам», перешагивают через «лужи»,
проходят по «мостику», через «речку», обходят бугорки «змейкой».
Комплекс ОРУ со скакалкой (вожжи).
Хозяйка степи: Вот мы и добрались до моих владений. Перед нами степь:
широкая, открытая, просторная и необьятная, на которой пасутся тучные стада коров, овец, табуны лошадей и верблюдов. Вот 4 вида домашних
животных, которых испокон веков разводили калмыки. Но с наступ-
лением темноты опасно оставлять домашних животных в степи, поэтому
на ночь их загоняют в кошары, т. е. просторные загоны. Вот и сейчас мы
будем «загонять овец в кошару». Поможете мне?.
1 – ое состязание: «Загони овец в кошару».
Команды выстраиваются в 2 колонны, в руке каждого герлыга (палка с закругленным концом, можно взять гимнастическую палку). На линии старта лежит обруч, в котором 8 мячей, т. е. «овец».Задача игроков: загнать своих «овец» в кошару – обруч, лежащий на расстоянии5-6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одному. Чья команда первой загонит «овец», та и выигрывает.
2 – ое состязание: «Меткие охотники»
Команды строятся на линии старта в колонну по одному. От линии старта
расставлены 4 кегли в ряд. На отметке 4м. от старта в обруче лежат мале-
нькие мячи (по количеству участников). На расстоянии 2м. от обручей
подвешены 2 мишени – обручи. По сигналу 1 участник пробегает между
кеглями до обруча с мячиками, бросает в мишень 1 мячик, бегом возвра-
щается к своей команде и становится в конец колонны. Подсчет очков
ведется по количеству попаданий в цель и быстроте выполнения задания.
Хозяйка степи: А сейчас я загадаю вам загадку:
Запрягается в телегу,
В сани, когда снега много,
Травку щиплет, много пьет,
Сено и траву жует.
Скачет во поле широком
Он то рысью, то галопом,
Мчится быстро как огонь
Кто же это? (это конь)
-Правильно, ребята! Расстояния в степи от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому вся жизнь степняка тесно связано с конем: без коня жизнь калмыку не представляется и по сей день. В калмыцких сказках, былинах и песнях часто говорится о коне, как о самом верном друге.
3 –е состязание: «Ловкий наездник».
В каждой команде участники делятся на пары, у которых по 1 скакалке-это вожжи. В паре 1-«конь», другой – «наездник». Команды строятся в колонну на линии старта. На противоположной стороне площадки, напротив каждой команды лежит корзина с альчиками (овечьи бабки). По сигналу первая пара каждой команды начинает движение: впереди «конь», за ним – «наездник». Пара подбегает к корзине. «Наездник» одной рукой берет альчик из корзины и «лошадиная упряжка» возвращается к своей команде, передает эстафету следующей паре, кладет альчик в корзину своей команды и становится в конец своей колонны.
Хозяйка Степи: Но не так-то просто поймать молодого, резвого коня, скачущего по степи. Для этого нужны и ловкость, и сноровка, и сила. Умение накинуть аркан (длинную веревку с петлей на конце) на шею скакуна всегда считалось искусством. Обращаться с арканом обучали с малолетства.
4-ое состязание: «Набрось аркан на лошадь».
На расстоянии 2-3 метров от линии старта устанавливается стойка (высотой 1 м) с лошадиной головой. Каждому игроку дается равное количество колец (диаметр 25 см, которые набрасываются на «шею лошади». Подсчет очков ведется по количеству попаданий в цель.
Хозяйка степи: Ребята, отгадайте загадку:
С неба летит – пляшет,
Все, что в степи есть прячет,
А в кибитку попадет – плачет. (снег)
-Когда на улице метель, вьюга, куда прячутся все жители?
Дети: В дома.
Хозяйка степи: У каждого народа жилище называется по-разному. Вот у калмыков – кибитка. Раньше калмыки вели кочевой образ жизни, им часто приходилось менять место жительство. Кибитка легко и быстро разбиралась и собиралась. С южной стороны кибитки устанавливали дверь, над которой крепилась войлочная накидка, для того, чтобы не выходило тепло. В середине кибитки топилась печь, на ней готовилась еда. В кибитке люди спали, ели, отдыхали. (Показ на экране слайдов).Когда приходило время менять пастбище, кибитку разбирали на несколько частей. Вещи, кухонную утварь укладывали на телеги и отправлялись в долгий путь в поисках воды и пастбищ.
5-ое состязание. «Построй кибитку».
В игре участвуют 2 команды, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Под калмыцкую мелодию ребята танцуют в общем круге. По окончании музыки они бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши кибитки.
Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать кибитку. Выигрывает группа детей, первой построившая кибитку.
6 – ое состязание – «Хотон кочует»(эстафета).
На одной стороне площадки в 2-х обручах разложены предметы по коли-честву игроков в командах (игрушечные вожжи, герлыги, пояса, шапки, плетки и др., на другой стороне - пустые обручи. Расстояние между ними от 8 до 10м. По сигналу «Хотон кочует» первому игроку надо взять любой предмет, бегом отнести в пустой обруч, вернуться в конец колонны. После этого бегут следующие игроки, относят предмет, и т. д. Чья команда первая перенесет предметы, та и побеждает, тот «хотон» раньше перекочевал.
Ведущий: Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик - жаворонка трели.
Ты - музыка, чьи звуки в давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов… (Кугультинов Д. В.)
- А сейчас пришло время подсчитать собранные каждой командой тюльпаны. У кого их окажется больше, та команда - победитель игры. Дети хором подсчитывают количество очков, набранных каждой командой.
Ведущий объявляет команду - победителя. Хозяйка степи поздравляет детей с победой, благодарит за интересную игру и прощается со всеми.
Под калмыцкую мелодию дети выходят из зала.