Сиднева Юлия Владимировна
Специфика работы логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе».
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Чем раньше мы начнем работу по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!
Темочки:
Помимо занятий, проводимых воспитателями в группе, с детьми каждый день занимается логопед. Вся работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Речь тесно связана с памятью и умственным развитием ребёнка. Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие связной речи - умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи (работа над темпом речи, правильным дыханием, интонацией)
Общим для всех детей логопедической группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи.
В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов, неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.
Наиболее распространенным диагнозом у детей является:
ОНР 3 уровень речевого развития - дети пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико - грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.
ОНР 2 уровнь речевого развития - общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы. Однако дети
ОНР 1 уровень речевого развития - почти полное отсутствие средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.
Дизартрия - нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение). Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи.
Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма.
Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.
В школе у детей возникают трудности в освоении чтения и письма (дисграфия и дислексия)- это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже о подчерке.
Дисграфия - подразумевает нарушения в высшей психической деятельности, отвечающие за навыки письма. Это обычно становится серьезным препятствием для обучения грамоте и языку.
Кроме того: ребенок не только пропускает буквы и слоги, но и переставляет их местами (онко вместо окно); может заменять слова по звуковому сходству; он добавляет в слово лишние буквы и слоги (детити, команата); искажает графический образ буквы (например, пишет зеркально буквы с, э, ю); не различает парные согласные (для него одинаково звучат б-п или в-ф); ошибки, которые он допускает, оказываются стойкими на протяжении долгого времени, не исчезая в процессе обучения.
Дислексия - нарушение процесса обучения чтению и письму при сохранении общей способности к обучению, непониманием прочитанного. Дети, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или добавляют ненужные.