Кочурова Людмила
Специфика использования создания мультфильмов с детьми в педагогическом процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мультфильмы являются средством воспитания и образования, т. к. воздействуя на слух и зрение ребенка, могут быть эффективным наглядным материалом. Многие мультфильмы, которые обладают богатыми педагогическими возможностями : расширяют представления об окружающем мире; развивают речь, мышление, память и внимание, влияют на эстетический вкус, чувство юмора; помогают реализовать эмоциональные потребности. Некоторые мультфильмы приучают ребенка любить труд. С другой стороны, есть мультфильмы, которые зрелищны, но не несут в себе воспитательной или познавательной функции. Поэтому в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги и исключить негативные влияния.
Публикация «Специфика использования создания мультфильмов с детьми в педагогическом процессе ДОО» размещена в разделах
Детям свойственно подражать и у них отсутствует критическое отношение к тому, что они видят и слышат. Поступки, высказывания главных героев ребенок воспринимает, как должное. От того какие мультфильмы будет смотреть ребенок, в его голове будут формироваться представления о норме и запретах в поведении с другими людьми, о добре и зле. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира, что в целом влияет на формирование личности.
Безусловно, с каждым новым мультфильмом ребенок что-то познает, но он должен быть готов к освоению этой информации, поэтому важна детальная возрастная дифференциация.
Некоторые психологи, считают, что с нравственной точки зрения зарубежные мультфильмы вредны для ребенка, а отечественные формируют у ребенка исключительно положительные проявления. Как считает И. Я. Медведева, разница между отечественными и иностранными мультфильмами ощущается достаточно сильно. За такими различиями стоят глубинные расхождения в картине мира. Отечественные мультфильмы отражают естественную картину мира, которую ребенок может адекватно принять.
Но есть психологи, например, Е. О. Смирнова, которые считают, что есть и диснеевские мультфильмы, «которые хороши с эстетической точки зрения», и с их помощью «можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы» .
В некоторых зарубежных мультфильмах используются приемы, оказывающие гипнотическое воздействие на детей, например: создание яркого видеоряда, звуковые эффекты, новизна, необычность, показ крупным планом лица, эффект быстрой вспышки, прерывание на самом трагичном месте и т. п. Все это нацелено на то, чтобы ребенок все время хотел смотреть эти мультфильмы. Такие мультфильмы плохо влияют на психику ребенка, после их просмотра ребенок становится капризным и агрессивным.
Так как же отличить не полезный мультфильм? Психолог Маргарита Новицкая выделяет следующие признаки вредного мультфильма :
1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, даже если всё это подано под маской юмора.
2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни.
3. В сюжете демонстрируется опасное для здоровья или жизни поведение.
4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола.
5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям.
6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы.
7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник».
8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений.
В Советских мультиках заложен нравственный, воспитательный и эстетический потенциал. Герои в этих мультиках прозрачно делятся на положительных и на отрицательных. Художественный уровень в Советских мультфильмах послевоенного периода был очень высок. Движения всех нарисованных персонажей естественны и натуральны, животные и люди «как настоящие». Но Советские мультфильмы не отвечают полностью современным тенденциям. И было бы неестественно оградить ребёнка от современной жизни, ограничивая его в выборе мультфильмов.
Для целенаправленного использования мультфильма в воспитательно-образовательном процессе необходимо оценить потенциал мультфильма и определить цель просмотра данного мультфильма. Исходя из этого, мультфильмы можно разделить на :
- образовательные - оказывающие влияние на знание, отношение или поведение детей («Коля, Оля и Архимед», «Заяц Коська и Родничок». «Королева Зубная щетка». «Мой приятель Светофор», «Самоделкин», «Пластилиновая Азбука»., «Доктор Плюшева», «Лунтик учит цифры», «Баранкин, будь человеком!», «Козленок, который считал до десяти»);
- развивающие - герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь («Даша-путешественница», «Наш друг Пишичитай», «Фиксики», «Чудеса света - уроки тетушки Совы», «Всемирная картинная галерея — уроки тетушки Совы», «Фиксики», «Бумажные истории»);
- воспитальные - моделируют систему поведения («Про бегемота, который боялся прививок», «Маша больше не лентяйка», «Жихарка», «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Крошка Енот». «Цветик-семицветик», «Дядя Миша», «Нехочуха», «Чемпион», «Ключ», «Остров ошибок», «Сказка про лень», «Спортландия», «Волшебный мешочек», «Самый маленький гном», «Самый большой друг», «Птичка Тари» и т. п);
- обучающие - формируют представление у детей о динамике явлений природы, росте, развитии растений и животных, о труде взрослых, о безопасности («Смешарики» : «Опасные игрушки», «Невеселые петарды»; «Фиксики» : «Огнетушитель», «Подушка безопасности»; «Болек и Лелек» : «Пожар!», «Болек и Лелек пожарные»; «Вера и Анфиса тушат пожар»; «Тетушка Сова» : «Азбука безопасности» : «На льду водоемов», «Водоемы», «Малыш в автомобиле», «Безопасность на транспорте», «Светофоры и перекрестки», «Пешеходный переход», «Дорога», «Огонь», «Лесной пожар»);
- ознакомительные которые рассказывают о чем-то неизвестном, например, о природных явлениях, жизни животных, истории, мифах («Приключения пингвинёнка Лоло», «Маугли»);
- развлекательные - созданы для развлечения («Ну, погоди!», «Веселые паровозики из Чаггингтона», «Маша и Медведь») .
Так как же построить работу с мультфильмом в детском саду? Следует учесть, что продолжительность мультфильмов для просмотра группой детей не должна превышать в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 минут. Сюжет мультфильма должен быть доступен по содержанию, иметь выраженную последовательность действий, иметь воспитательное, образовательное, обучающее или развивающее значение. Выбор мультфильма в детском саду зависит от лексической темы и прохождения материала. Перед просмотром мультфильма следует донести общую мысль сюжета либо задать проблему. А после показа мультфильма нужно провести беседу, задать вопросы детям, обсудить мультфильм и сделать выводы. На основе выводов можно провести игру, упражнение, выполнить творческое задание. Крайне важно после просмотра мультфильма, при возникновении определенной ситуации, возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку. Например, в мультфильме «Маша больше не лентяйка» Маша не захотела быть хозяином себе и в результате ее руки и ноги перестали ее слушаться. Ребенку, который ленится, можно напомнить, что он хозяин своих рук и ног.
Таким образом, грамотно подобранные мультфильмы являются важным воспитательным и образовательным ресурсом, и хороший мультфильм становится таким же материалом для развития игровых сюжетов, для рисования и лепки, как прочитанная книга или посещение зоопарка. Полезные мультфильмы никогда не приведут ребенка к тревоге и подавленному состоянию, а напротив дадут заряд положительных эмоций, что усилит эффективность занятий.