Вольвак Светлана Викторовна
Специальная индивидуальная программа развития
▼ Скачать + Заказать документы
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Седельников Роман Вячеславович.
Возраст ребенка: 12 лет.
Место жительства: Ростовская область, город Шахты, улица Черенкова, дом 18, квартира 16, 346500.
Мать: Седельникова Юлия Владимировна.
Отец: Седельников Вячеслав Александрович.
Год обучения: 4
Группа (особые потребности) : 2, на основании справки ВК №2058 от 10.05.2018г. рекомендовано обучение на дому.
Класс: 4
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития» размещена в разделах
Заключение ПМПК: Заключение ПМПК № 151 от 18.08.2016г. : Аффективно – возбудимый вариант тотального недоразвития функций средней степени. Недоразвитие речевых и языковых функций тя-желой степени. Является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Нуждается в создании особых условий получения образования.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Роман живёт в полной семье (с мамой, папой, младшей сестрой, проживает в 3-комнатной благо-устроенной квартире многоэтажного дома. Мама находится дома по уходу за ребенком-инвалидом. Отец- инженер Западных электросетей. Родители заботливо и доброжелательно относятся к Роману, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Основные двигательные навыки не сформированы. Состояние моторики: отмечается недоразвитие мелкой и крупной моторики. Объём движений неполный, наблюдается некоординированность, наличие синкенезий в общей моторике. Координация движений отсутствует. Выраженные нарушения пространственных восприятий. Нарушение физического развития : нарушение осанки, деформация стоп, отставание в массе и длине тела. Наблюдается нарушение обобщенности восприятия, замедленность и узость объема восприятия. Состояние слуха в норме. Неврологи отмечают недифференцированную форму эпилепсии, предположительно симптоматическую (самоиндуцирующие приступы) гипотонически-астанический синдром вегетативной дисфункции.
Эмоциональное состояние не стабильное. В поведении преобладает возбуждение. Часто наблюда-ется повышенная возбужденность, сопровождающаяся эпизодами агрессии и самоагрессии. Роман наносит себе телесные повреждения (бьет руками себя по всему телу). Оказывает физическое сопро-тивление (стремится уйти из учебной комнаты). Проявляет агрессию, направленную на маму (бьет, толкает маму). После настойчивых уговоров мамы Роман успокаиваетя, но не надолго. Деятельность не целенаправленная. Особенности развития обучающегося обусловлены выраженными нарушениями поведения. Они проявляются в стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Роман не проявляет интереса к учебной деятельности. Не проявляет ответной реакции на попытки учителя и родителя организовать его взаимодействие в процессе обучения. В контакт не вступает.
Наблюдается несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутству-ет. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Общее звучание речи отсутствует. Обращенную речь не понимает. Словарный запас, соотношение активного и пассивного словаря отсутствует. Грамматический строй речи не сформирован. Слоговая структура слова не сформирована. Звукопроизношение нарушено во всех модальностях. Фонематиче-ское восприятие нарушено. Связная речь не сформирована. Письменная речь не сформирована. Навык чтения отсутствует. Счётные навыки не сформированы. Игровая деятельность не сформирована. Действия с предметами: действие выполняется взрослым (ребенок пассивен). Сведения о себе и своей семье не сообщает. Запас представлений об окружающей действительности не соответствует возрасту. Мимика маловыразительная, взгляд отсутствующий, поведение примитивное, нерегулируемое.
Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу во время занятий. Не смотрит в лицо говорящего с ним учителя. Принимает физическую помощь во время за-нятий. Выполняет часть заданий со значительной помощью учителя, часть - путем пассивного соуча-стия.
Навыки самообслуживания не сформированы (нуждается в постоянном уходе и присмотре). Быто-вая и трудовая деятельность не сформирована. При одевании и раздевании, а так же во время гигие-нических процедур, приема пищи, Роману необходима помощь взрослых. На занятиях, связанных с выполнением действий руками, необходима постоянная помощь взрослых.
Коррекционная работа направлена на развитие коммуникативных навыков, импрессивной речи, на формирование двигательного развития.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Предметно – практические действия.
2. Сенсорное развитие.
3. Двигательное развитие.
3. Индивидуальный учебный план.
Предмет, коррекционный курс Груп-повые занятия Индивидуальные занятия
Учитель Воспитатель/Тьютор Учитель-логопед Учитель физкультуры Учитель-дефектолог Педагог-психолог
Речь и альтерна-тивная (доп.) коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Человек
Адаптивная физкультура
Музыка и движение
Изобразительная деятельность 3
Домоводство
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия 2
Сенсорное развитие 1 2 2
Предметно-практич. действия 1 1
Двигательное развитие 1 1
Альтернативная коммуникация 1 2 3
Всего: 4 8 0 3 1 0 4
Внеурочная деятельность:
Итого: 20
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
* Спокойное пребывание в новой среде.
* Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
* Принятие контакта, инициированного взрослым.
* Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
4.1.2. Формирование учебного поведения.
* Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
* Принятие помощи взрослого.
* Подражание простым движениям и действиям с предметами.
* Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
4.1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характери-стиками
* 4.1.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
* стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
* неадекватный крик
* неадекватный смех
* физическое сопротивление
* агрессия
* самоагрессия
Причина проблемного поведения:
* избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных) :
* предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции неадекватного крика:
* тайм-аут
Способы коррекции неадекватного плача:
* предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции неадекватного смеха:
* тайм-аут и переключение
Способы коррекции физического сопротивления:
* предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемо-го поведения:
* поощрение выполнения инструкций
Способы коррекции агрессии:
* переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
Способы коррекции самоагрессии:
* прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение
Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание 1 полугодие 2 полугодие
1. Изобразительная деятельность
1.1. Аппликация
* Узнавание (различение) разных видов бумаги:
цветная бумага
картон
фольга
салфетка
* Сборка изображения объекта из нескольких деталей
* Соединение деталей между собой
*Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации
1.2. Лепка
* Получение формы путем выдавливания формочкой
* Сгибание столбика в кольцо
* Проделывание отверстия в детали
* Нанесение на изделие рисунка
1.3. Рисование
* Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования:
краски
карандаши
кисти
емкость для воды
* Освоение приемов рисования кистью:
прием касания
прием примакивания
прием наращивания массы
* Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов
* Рисование геометрической фигуры:
круг
овал
квадрат
прямоугольник
треугольник
2. Сенсорное развитие
2.1. Зрительное восприятие.
* Прослеживание взглядом за движущимся близко расположен-ным предметом:
по горизонтали
по вертикали
по кругу
вперед
назад
* Формирование умения дифференцировать предметы по цвету
* Формирование умения узнавать цвет объектов
2.2. Слуховое восприятие.
* Соотнесение звука с его источником
2.3. Кинестетическое восприятие.
* Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными ви-дами поверхности
3. Предметно-практические действия
3.1. Действия с материалами.
* Разминание материала одной рукой:
тесто
пластилин
пластичная масса
* Разминание материала двумя руками:
тесто
пластилин
пластичная масса
* Пересыпание материала двумя руками, с использованием ин-струмента (лопатка, стаканчик и др.) :
крупа
песок
мелкие предметы
3.2. Действия с предметами.
* Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)
* Нажимание на предмет:
юла
кнопка пальцем
* Нажимание на предмет:
юла
кнопка всей кистью
* Сжимание предмета:
звучащие игрушки из разных материалов
прищепки
губки и др. пальцами
Сжимание предмета:
звучащие игрушки из разных материалов
прищепки
губки и др. одной рукой
Сжимание предмета:
звучащие игрушки из разных материалов
прищепки
губки и др. двумя руками
Вставление предметов в отверстия:
одинаковые стаканчики
мозаика и др.
4. Двигательное развитие
4.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
* Бросание мяча двумя руками от груди,
одной рукой от груди
5. Альтернативная коммуникация
5.1. Основы коммуникации.
* Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикос-новения человека
5.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.
* Использование жеста как средства коммуникации
5.3. Импрессивная речь.
* Понимание слова, обозначающего собственное имя
* Понимание обобщающих понятий:
посуда
мебель
игрушки
одежда
обувь
животные
овощи
фрукты
школьные принадлежности
продукты
транспорт
птицы
* Понимание простых предложений
5.4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
* Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты:
посуда
мебель
игрушки
одежда
обувь
животные
овощи
фрукты
школьные принадлежности
продукты
транспорт
птицы
* Показ графических изображений, обозначающих признак предмета:
цвет
величина
форма
* Показ графических изображений для обозначения обобщаю-щих понятий: посуда,
мебель
игрушки
одежда
обувь
животные
овощи
фрукты
школьные принадлежности
продукты
транспорт
птицы
4.3. Нравственное развитие.
* Спокойно вести себя в помещении и на улице.
* Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
* Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбе-режения, режима дня.
* Гулять на свежем воздухе в любое время года
* Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки, мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
* Одеваться на улицу по погоде
Знание правил здорового питания.
* Ежедневно есть молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб
* В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюре
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
* Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями со-стояния здоровья.
* Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т. п.
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) си-туациях.
* Обращаться за помощью к окружающим
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия. Планируемая деятельность ребенка. Участие ребенка в мероприятии.
"1 сентября - День знаний". Присутствие на торжественной линейке. Возможное присутствие, уча-стие.
Декада инвалидов. Посильная подготовка к меро-приятию. Возможное присутствие, уча-стие.
"Новый год". Участие в мероприятии. Возможное присутствие, уча-стие.
Занятия в реабилитационном цен-тре «Добродея». Участие в мероприятиях центра. Непосредственное участие.
"Последний звонок". Присутствие на торжественной линейке. Возможное присутствие, уча-стие.
Занятия дельфинотерапией в дель-финарии г. Ростова – на Дону.
Участие в занятии.
Непосредственное участие.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели Время
10.30-11.30 10.30-11.30 11.30-11.40 11.40-12.10 12.20-13.20 13.20-13.30
Пн. Гигиенические процедуры (при-смотр) учитель
Вт.
Гигиенические процедуры (при-смотр) учитель
Ср.
Чт. Гигиенические процедуры (при-смотр) учитель
Пт.
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: бумажные полотенца, мы-ло, салфетки.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО Должность
Вольвак С. В.
Стрельцова И. А.
Глинская А. С.
Учитель
Педагог – психолог
Учитель- логопед
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Психологическая поддержка се-мьи.
* участие в тренингах;
* индивидуальные консульта-ции с психологом.
Повышение осведомленности ро-дителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. * индивидуальные консульта-ции родителей со специалиста-ми (по запросу родителей);
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реали-зации СИПР.
* участие родителей в разра-ботке и реализации СИПР;
* домашнее визитирование;
* ведение дневника наблюде-ний (краткие записи);
* личные встречи, беседы;
* ежедневный просмотр и рос-писи в журнале посещения ре-бенка. 29.08.2019 согласование СИПР
3 раза в неделю
1 раз в четверть
3 раза в неделю
3 раза в неделю
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.
Особые образовательные потребности обучающегося вызывают необходимость специального под-бора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обуче-ния по всем предметным областям.
* Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы, крупная мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры со шнурками.
* Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Профессии».
* Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал.
* Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «не-проливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, цветной картон, клей, пла-стилин, доска для лепки, влажные салфетки.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации факти-ческой способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале :
Уровни самостоятельности при выполнении заданий Условные обозначения
Не выполняет задание (ребенок пассивен) -
Выполняет задание со значительной помощью зп
Выполняет задание с частичной помощью чп
Выполняет задание по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и
Выполняет задание по подражанию п
Выполняет задание по образцу о
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки сш
Выполняет задание самостоятельно (без ошибок) +