Низикова Нина
Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
" Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"(В. А. Сухомлинский).
Детский рисунок всегда привлекал внимание педагогов и психологов. И это не случайно, ибо по нему можно определить психическое состояние ребенка, его умственное развитие, запас имеющихся у него знаний и пр.
Публикация «Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателей и детей» размещена в разделах
По сложившейся традиции, ранний возраст называется "доизобразительным" (нет изображения предмета,нет даже замысла и желания что- либо изобразить). Поэтому, как правило,занятия в яслях по изобразительной деятельности носят формальный характер: рука у них еще не развита, движения хаотичные, карандаш оставляет на бумаге бледный след, при чуть более сильном нажиме рвет бумагу, а сам ломается. Вместе с тем, опыт показывает, что интерес у детей раннего возраста к изобразительной деятельности есть, и его надо развивать. Вопрос в другом: какой должна быть технология обучения малышей созданию выразительного образа?
В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет- иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Об этом же писал японский предприниматель и педагог Масару Ибука: "Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем могут только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать".
"Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики, и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов. Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководящего воздействия взрослого. "(Камарова Т. С.)
Но усвоение орудийных действий происходит не сразу. Сначала орудие (инструмент) служит как бы продолжением руки (ребенок пытается действовать карандашом как рукой, затем он начинает обращать внимание на связь действия с орудием (инструментом) и постепенно усваивает, что карандаш предназначен для нанесения линий. Тогда движения руки становятся более точными и разнообразными.
Итак, при общении с детьми любого возраста, а тем более с малышами, необходимо:
Поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах - как можно чаще хвалить их!
Следует помнить, что дети, прежде всего самые маленькие, более всего интересуются взрослым, который с ними занимается - будьте для них всегда привлекательными!
С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками - сумейте выбрать предмет, способный вызвать длительный интерес маленького художника!
Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые повторяясь не должны надоесть малышу- научитесь быть терпеливыми!
Один из важных моментов, это когда ребенок начинает соотносить движение руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь - не пропустите этот момент, так как вслед за ним можно учить ребенка зрительному контролю, разным формам движения руки, осознанному использованию приобретенного опыта.
Спасибо за внимание!