Светлана Вдовенко
Создание условий для поддержки детской инициативы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для поддержки детской инициативы
в МДОУ детский сад № 2 «Улыбка»
Вдовенко Светлана Петровна
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в детском саду» размещена в разделах
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности…
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В содержательном разделе Программы МДОУ детского сада №2 «Улыбка» представлены способы и направления поддержки детской инициативы :
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективная помощь детям в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной)
Все виды деятельности, предусмотренные Программой нашего детского сада, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализуют воспитатели в совместной деятельности, в режимных моментах.
Воспитатели тактично сотрудничают с детьми: не стараются всё сразу показывать и объяснять, не преподносят сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, а создают условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования. Чем ярче события, происходящие в детском саду, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Педагогический состав нашего детского сада использует различные способы поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы во второй группе раннего возраста является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы воспитатели второй группы раннего возраста стараются:
• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;
• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы детей младшей группы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет воспитатели используют следующие методы:
• создают условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• отмечают и публично поддерживают любые успехи детей;
• всемерно поощряют самостоятельность детей и расширяют её сферу;
• помогают ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относятся к затруднениям ребенка, позволяют действовать ему в своем темпе;
• не критикуют результаты деятельности детей, а также их самих;
• уважают и ценят каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создают в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь ко всем детям;
• предоставляют детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в средней группе является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы воспитатели используют:
• стремление детей делать собственные умозаключения, относятся к их попыткам внимательно, с уважением;
• создают условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
• не допускают диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
• обязательно участвуют в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводят опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
• привлекают детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждают детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
• привлекают детей к планированию жизни группы на день;
• читают и рассказывают детям по их просьбе, включают музыку.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы в старшей группе воспитатель опирается на:
• созданный в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражая радость при встрече, используя ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощряет желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращает внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
• создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогает детям в решении проблем организации игры;
• привлекает детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждает совместные проекты;
• создаёт условия и выделяет время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в подготовительной к школе группе является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы детей 6-7 лет воспитатель использует:
• адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей;
• создаёт ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращается к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поддерживает чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создаёт условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставляет детям на данный вид деятельности определенное время;
• при необходимости помогает детям решать проблемы при организации игры;
• проводит планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, старается реализовывать их пожелания и предложения;
• презентует продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Но не все дети занимают активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда воспитатель оказывает недирективную помощь. Дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они ощущают себя комфортно и свободно, в соответствии с собственными интересами, делают выбор, проявляют инициативу.
Формы работы МДОУ детского сада №2 «Улыбка»
по поддержки детской инициативы
Наблюдение и труд в уголке природы
Проектная деятельность
Познавательные занятия
Совместная исследовательская деятельность
Совместная модельно -конструктивная деятельность
Самостоятельная деятельность
Работу по поддержки детской инициативы нельзя решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть новые стороны личности ребенка.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и её содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и инициативы.