Наталия Черных
Создание условий для фoрмирoвания сoциальных кoмпетенций дoшкoльников в процессе взаимодействия с социальным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: разрабoтать сoдержание и oпределить средства педагoгическoй деятельности пo фoрмирoванию у ребенка сoциальнoй кoмпетентнoсти в услoвиях расширения oбразoвательнoгo прoстранства дoшкoльнoгo учреждения.
Oбъект исследo вания: обогащение oбразовательнoгo прoстранства детского сада посредством включения в него сoциального окружения.
Предмет исследования: содержание и средства педагогической деятельности детского сада по формированию у ребенка социальной компетентности в условиях расширения образовательного пространства детского сада.
Гипотеза исследования:
Публикация «Создание условий для фoрмирoвания сoциальных кoмпетенций дoшкoльников в процессе взаимодействия с социальным окружением» размещена в разделах
Расширение образовательного пространства детского сада с использованием ресурса социального партнерства будет являться эффективным условием формирования социальной компетентности ребенка, если:
- основной целью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров будет являться формирование социальной компетентности ребенка;
- учтена специфика дошкольного образовательного учреждения, при организации работы с социальными партнерами;
Актуальность
ФГОС дошкольного образования закрепляют необходимость расширения сфер самореализации дошкольников в специальных организациях и объединениях, поэтому расширение взаимодействия детского сада с социальным окружением будет одной из форм модернизации системы образования.
Что же такое социальное партнерство?
Педагогическое явление взаимодействие детского сада с социальными партнерами – это специально созданные условия для совместной деятельности участников педагогического процесса детского сада с социальными партнерами.
Анализ психолого-педагогической научной литературы (О. В. Солодянкина, Р. М. Чумичева, С. А. Лебедева, О. А. Шварцман, Т. В. Ермолова, Ю. А. Лебедева, Л. В. Трубайчук, С. В. Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
А. Г. Гогоберидзе в «Концепции образования детей старшего дошкольного возраста» определяет сущность и содержание начальной личностно-социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом»
Проблема исследования: наблюдается отрицательная тенденция обеднения и упрощения общения детей с окружающими их людьми. Наметились проблемы в эмоциональной сфере дошкольников. Низкий уровень культуры и общественных ценностных у взрослых и, следовательно, у подрастающего поколения. При осуществлении педагогической работы с детьми отдается приоритет интеллектуальному развитию ребенка в ущерб социально-личностному развитию. Известны научно обоснованные модели взаимодействия детских организаций с государственными структурами (Е. Е. Чепурных, с органами управления образованием (Е. Л. Родионова, с образовательными учреждениями (А. В. Волохов).
Этапы работы:
1. Анализ состояния работы по формированию социальной компетенции дошкольников (работы воспитателей, анкетирование родителей, мониторинг социально-личностного развития);
2. Изучение ближайшего окружения на предмет включения организации в «социальное поле» детского сада;
3. Заключение договоров;
4. Составление плана работы;
5. Реализация плана работы;
6. Анализ работы.
1. Анализ состояния работы показал недостаточную компетентность педагогов в осуществлении работы по социально-личностному развитию. Анкетирование родителей показал, что родители (70%) готовы к расширению социального окружению своих детей. Мониторинг социально-личностного развития дошкольников показал, что у детей подготовительной группы не достаточно сформированы социальные компетенции. Дети не достаточно проявляют интерес к окружающим людям, не стремятся к взаимодействию с ними, не умеют задавать вопросы, испытывают стеснение при обращении к ним посторонних взрослых.
2. Изучение ближайшего окружения на предмет включения организации в «социальное поле» детского сада показал наличие в ближайшем окружении детского сада учреждений условно готовых к взаимодействию.
3. На третьем этапе нами были заключены договора с ближайшими учреждениями. В результате чего, была создана следующая структура взаимодействия :
МБДОУ детский сад № 276 «Антошка»
Библиотека им. И. А. Крылова Библиотека «Центральная» Пожарная часть Театр «Новая сказка» Гимназия им. А. С. Пушкина
4. С каждой организацией был составлен план работы.
5. На пятом этапе сотрудники детского сада, совместно с детьми и с родителями приняли участие во всех намеченных мероприятиях.
6. На шестом этапе мы проанализировали результаты работы и получили следующие результаты: на 35% повысился уровень овладения педагогами технологиями по организации совместной работы по формированию социальных компетенций у дошкольников с организациями –партнерами, на 46% возрос уровень сформированности социальных компетенций у дошкольников; 100% родителей считают работу по социальному взаимодействию дошкольного учреждения благоприятным для развития их детей.
К тому же было отмечен повышение престижа учреждения по состоянию на 1 января 2015 года.