Мухортова Елена Валерьевна
Создание ситуации успеха для каждого ребенка в условиях группы продлённого дня
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Е. В. Мухортова, воспитатель ГПД
МБОУ «Избердеевская НШДС»
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» нацелен на обеспечение доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Публикация «Создание ситуации успеха для каждого ребенка в условиях группы продлённого дня» размещена в разделах
Создать необходимые материальные условия для воспитания и обучения ребёнка в компетенции образовательного учреждения. А что же зависит от учителя и воспитателя?
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет :
• повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
• стимулировать работоспособность;
• корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
• развивать личностные качества со знаком «плюс» : инициативность, активность, креативность;
• поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя и воспитателя сводится к созданию ситуаций успеха, то есть к созданию условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, развитие личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе.
В группе продлё нного дня этому способствуют:
• организация занятий по самоподготовке младших школьников;
• организация досуговой деятельности;
В работе воспитателя ГПД существует множество способов моделирования ситуаций успеха.
• Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
• Самостоятельный выбор задания
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
• Портфолио
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: «Мои достижения», «Мои награды», «Мое творчество», «Отзывы». Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
Большое значение для создания ситуации успеха в классе, формирования атмосферы доброжелательности, взаимопонимания имеет организация КТД, праздников, экскурсий. Для этого же в своей работе систематически использую развивающие игры. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел всегда учитываю интересы детей, их симпатии. Ребята договариваются, что больше внимания нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера. Для сглаживания острых межличностных отношений проводим игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходилось ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть таланты детей.
Нравится детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидят в кругу. Каждый подписывает свой листочек и пишет, что он думает о себе. Затем лист передает соседу, который пишет уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее – озвучивание и обсуждение.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера.
Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ в ГПД так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи. С помощью Интернет-ресурсов повышается уровень коммуникабельности, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор ребенка, повышается познавательный интерес, усиливается мотивация в обучении, а значит и повышается уровень усвоения учебного материала.
Успех ребенка связан со способностями и талантами ребенка, Но способности не являются гарантией успеха. Истории успешных людей чаще подтверждают другое: достигает цель тот, кто упорно к ней движется.
Успешный ребенок, — это ребенок, который достигает поставленные перед собой цели в определенном виде деятельности.
Воспитанник успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений.
Другими словами: если ребёнок успешен в учебе сегодня – значит, он будет успешен в дальнейшей жизни.
2019 год