Бородина Светлана Дмитриевна
Создание системы методического обеспечения деятельности молодых (малоопытных) педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание системы методического обеспечения деятельности молодых (малоопытных) педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Интенсивное обновление нормативной базы последних лет ориентируется на реализацию культурологической парадигмы в воспитании ребенка дошкольного возраста. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство рассматривается как уникальный самоценный период развития личности.
Публикация «Создание системы методического обеспечения деятельности молодых (малоопытных) педагогов» размещена в разделах
В этих условиях каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.
На это, в частности, указывает Федеральный закон от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко определены требования к
педагогам общего образования (а в соответствии с п. 1. 4 ст. 10 Закона № 273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (п. 3.4.2) определено, что педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Из выше сказанного следует, у педагога должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. Основной проблемой начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Учитывая необходимость использования современных педагогических технологий в работе с воспитанниками в условия реализации ФГОС ДО, повышение профессионального мастерства педагогов в этих вопросах должно стать приоритетным направлением деятельности методической службы ДОУ.
При этом педагогам важно не только знать теоретические основы педагогических технологий, но и научиться эффективно применять их для решения образовательных задач. Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. С целью организации работы по повышению профессиональной компетенции молодых педагогов была создана творческая группа для обеспечения деятельности по изучению и внедрению современных подходов к организации образовательного процесса, эффективному использованию педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО из числа
высококвалифицированных педагогов ДОУ. На основании приказа заведующего ДОУ №36-ОД от 01. 09.2018, нами было разработано положение о творческой группе по обучению молодых педагогов ДОУ современным педагогическим технологиям, проведено анкетирование молодых педагогов с целью изучения актуальных потребностей и выявления затруднений в применении современных педагогических технологий, составлен план работы. В задачи творческой группы входило, изучение федеральных и региональных нормативных правовых актов, методических рекомендаций по организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, а так же учебно-методических пособий для понимания теоретической основы педагогических технологий и разработка практических материалов по их применению с детьми. Приоритетными формами организации заседаний стали: практическая работа в микрогруппах, круглый стол, дискуссионная площадка (например, анализ возможных затруднений при реализации конкретных педагогических технологий).
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум-особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель-обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью новых способов решения профессиональных задач.
С целью непрерывного обучения педагогов и практического закрепления ими новых знаний в течение учебного года нами был разработан план проведения постоянно действующего семинара-практикума «Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС ДО». В рамках
которого, были изучены следующие технологии: педагогика сотрудничества,
технологии проектной деятельности, проблемного обучения, исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технология портфолио дошкольника и воспитателя, квест-игра. В программу постоянно действующего семинара-практикума были включены разные формы работы с педагогами по ознакомлению их с современными педагогическими технологиями : лекция-диалог, тренинг, мастер-класс, педагогический ринг.
Одним из результатов работы творческой группы стало составление методического пособия для молодых педагогов «Современные педагогические технологии», которое представляет собой описание педагогических технологий. В текст данного пособия включены задания для самопроверки, рубрика «Проверь себя», приводится список использованной литературы. Данное пособие периодически пополняется новым теоретическим материалом и практическими заданиями.
В ходе работы творческой группы были подготовлены: положение о проведении смотра-конкурса на лучший проект в ДОУ, положение о конкурсе «Калейдоскоп форм работы с родителями», составлена картотека опытов для детей, оформлены обучающие мультимедийные презентации по разным педагогическим технологиям и различные памятки. Членами творческой группы организованы занятия, мастер-классы по определённым технологиям в рамках постоянно действующего семинара-практикума. На первом занятии были рассмотрены такие вопросы, как современные определения педагогической технологии, сущность, основные подходы, структура и основные признаки. Несколько занятий постоянно действующего
семинара-практикума были посвящены педагогике сотрудничества. При уточнении и закреплении теоретических и практических знаний воспитателей по данной технологии использовались такие задания, как решение педагогических ситуаций, моделирование фрагментов образовательной деятельности с воспитанниками. В настоящее время педагоги уделяют большое внимание развитию у дошкольников навыков сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом (работа в парах, малых группах, поэтому молодым педагогам предлагались задания на решение педагогических ситуаций, с использованием данных форм организации детей в ходе образовательной деятельности, особое внимание уделили моделированию фрагментов работы с родителями. При изучении технологии проектной деятельности особое внимание обращалось на ошибки, допускаемые при организации проектной деятельности с детьми. В рамках изучения этой технологии был проведен смотр-конкурс на лучший проект в ДОУ. Тематика проектов разнообразна и определялась самими участниками процесса в зависимости от их интересов, возможностей. Все это способствовало развитию интереса молодых педагогов к технологии проектной деятельности, повышению их профессионального мастерства и, как следствие, качества образовательного процесса. На занятиях по технологии проблемного обучения внимание педагогов акцентировалось на особенностях его организации в ДОУ, последовательности этапов деятельности в условиях проблемной ситуации.
Воспитателям предлагались практические задания, например, разработать
конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения, в помощь молодым педагогам наставниками были разработаны примеры проблемных задач и вопросов для составления конспектов. У нас в ДОУ применяется индивидуальная форма наставничества, за одним молодым специалистом закрепляется один наставник, что позволяет обеспечить своевременную помощь, где основной акцент ставится на формирование практических умений и навыков молодого педагога.
Один из интерактивных приемов по ознакомлению молодых педагогов современными педагогическими технологиями : инсерт, Инсёрт — прием технологии критического мышления. Что это такое и как использовать? Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
Как использовать прием "Инсерт"
1. Педагоги читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом
Дневники и бортовые журналы, синквейн. Их также можно рекомендовать молодым педагогам для активизации внимания родителей воспитанников на собраниях и различных встречах.
В заключение работы необходимо предусмотреть проведение занятия, на котором педагоги, работая в мини-группах, смогут ответить на вопросы по
изученным технологиям. Так для оценки и анализа, проведенных в рамках постоянно действующего семинара-практикума мероприятий педагогам предлагалось заполнить карту самооценки «Соответствие профессиональной
компетентности вызовам современного общества». В дальнейшем можно рекомендовать спланировать и провести неделю педагогического мастерства, в ходе которой молодые педагоги смогли бы продемонстрировать применение педагогических технологий в работе с детьми.
Таким образом, глубокий анализ, выявление затруднений, организованное своевременное обучение, адаптация молодых педагогов к работе в новых условиях позволит, молодому специалисту стать полноценным участником образовательного процесса. А главное-активизация педагогической рефлексии их профессиональной деятельности будет способствовать формированию у молодых воспитателей профессиональных компетенций, направленных на достижение нового качества образования. Поэтому с каждым годом профессионального становления эти молодые специалисты будут добиваться высоких результатов педагогической деятельности.
Каждый педагог – творец, даже если имеет дело с заимствованиями технологиями. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Список источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
3. Белая К. Ю. инновационная деятельность в ДОУ : методическое пособие. -
М. Сфера.
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
Санкт-Петербург. Детство-Пресс.