Нина Дементьева
Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей в сюжетно ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей в сюжетно роле-вой игре «Шофер», через сюжет «Водитель автобуса»
Актуальность проблемы.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение, как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Публикация «Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей в сюжетно ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ре-бенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и ув-леченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питаю-щий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Главная цель проекта
Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
Обучать детей младшего дошкольного возраста элементам с-р игр согласно возрасту детей.
Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Показать способы ролевого поведения, формировать умение соблюдать в игре правила, подражать взрослому, проявлять творчество.
Развивать познавательные способности детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта
-дети II мл. гр.
- воспитатели
- родители
Вид проекта
Кратко срочный – две недели
Ролево игровой
Цель проекта
Формировать в детях основу для развития и обогащения содержания игры.
Развивать навыки общения со взрослыми и друг с другом.
Способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения.
Развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры.
Продукты проекта
- Фонотека дисков с познавательным материалом о транспорте, фотографии, иллюстрации.
- Подборка художественной литературы:
- Стихи. Загадки про транспорт.
- Подвижные игры:
- Дидактические игры:
- Подготовка атрибутов для игры:
Методы проекта
-Наблюдение:
- Рассматривание: - картины «Едем на автобусе» (серия «Мы играем»);
- Чтение художественной литературы.
- Беседа.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
Поставить цель: Предварительная работа с детьми, родителями, выбор оборудования и материалов. Подборка художественной литературы, сбор информации о транспорте. Изготовление атрибутов.
II этап –Собственно исследовательский
Проведение различных форм и методов работы с детьми и родителями.
III этап - Обобщающий
Подведение итогов, совместная игра.
Совместно с родителями оформить папку-передвижку «Мы играем».
План работы по подготовке проекта.
Цель: создать основу для развития сюжета и обогащения содержания игры.
- Наблюдение:
- за движением автобусов,
- за действием людей на автобусной остановке.
- Рассматривание: - картины «Едем на автобусе» (серия «Мы играем»);
- иллюстраций (автобус, пассажиры, дети в автобусе).
- игрушечного автобуса.
- Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Шофер», А. Барто «Грузовик».
- Рисование: «Почини машину», «Магазин колес», «Отремонтируем машине колеса»
- Аппликация «Автобус», «Цветные автомобили»
- Конструирование из строителя «Автобус», «Автобусная остановка»
- Музыкальное развитие: «Автобус» сл. О. Высоцкой, «Машина» муз. Т. Потаненко, сл. Н. Найденовой «Мы едем, едем, едем…», «Автомобиль» Музыкально-ритмическое упр. – муз М. Раухвергера, Игра «Птички и машины» муз Т. Ломовой. «Светофор» муз. Ю. Чичкова.
Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры.
Дидактические игры : «Что лишнее?», «Подбери колесо к машине», «Продолжи ряд», «Цветные автомобили», «Узнай по части»
- Игра – инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик»
- Образно пластический этюд «Едем на автомобиле»
- Игровые упражнения : «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус», «кондуктор продает билеты»
- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль».
Цель: Способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения.
Создание подсказывающих ситуаций: «Кто хочет поехать в гости? На дачу?», «Как добраться до магазина.
Побуждать детей к ролевым высказываниям : «Кто поведет автобус, Кто будет про-давать билеты?»
Помощь в сговоре Обращение на ходу игры «Пассажиры, занимайте места в автобусе», «Пассажиры, не забудьте купить билеты», Постройка автобуса из модулей.
Цель: Создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и со-держанию игровой деятельности.
Книжный уголок: Иллюстрированный материал на тему «Транспорт» Подготовка атрибутов для игры: Средообразующие предметы крупный напольный строитель, полнофункциональные модули, руль, светофор, фуражка шофера,билеты, повязка, сумка кондуктора, таблички. Игрушки: Автобусы, машинки разного размера, куклы, игрушки (пассажиры).
Цель: Развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.
Общение: «Куда идут машины»,
Учить детей правильно называть себя в игровой роли «Я – шофер», «Я кондуктор» Называть игровые действия (Я завожу мотор, мотор работает. Я еду быстро. Скоро будет остановка.»)
Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли выполняемых действиях.
Учить договариваться о совместных действиях.
Учить использовать в речи этикетные обороты.
Тренинг общения «Как вести себя в транспорте»
Цель: Педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.
Предложить родителям понаблюдать с ребенком за движением автобусов, действиями кондуктора, пассажиров, шофера; обращать внимание ребенка на примеры взаимовежливого общения пассажиров и кондуктора.
Оформить папку – передвижку «Мы играем»
Консультация «Поведение ребенка – дошкольника на улице и в общественном транспорте»
Предполагаемый результат
- Дети узнают много нового и интересного о «Транспорте»
- активное использование в совместной деятельности сюжет игры «Водитель автобуса»
- введение сюжета игры и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
- проблемные ситуации для закрепления правил игры.
- организация с помощью родителей.
- наглядная информация.
- консультация.
Вывод
В результате проведенной работы мы добились поставленной цели, дети узнали много интересного, стали чаще играть, выполнять роли и с большим интересом и успехом играть в них.
Родители познакомились со структурой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую полезную информацию.