наталья куликова
Создание организационно-педагогического Центра по работе с родителями дошкольников «Взрослые и дети»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Полное наименование проекта Организационно- педагогический Центр по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»
Авторский коллектив Заведующая МБДОУ детский сад №4 «Ласточка» Куликова Н. А.
Старший воспитатель детского сада Ляленкова В. В.
Руководитель проекта Куликова Н. А.
Кадровое обеспечение проекта Кадровый ресурс МБДОУ (без дополнительных ставок)
- старший воспитатель, педагог высшей квалификационной категории, стаж работы более 27 лет
Музыкальный руководитель, первая квалификационная категория, стаж работы 18 лет.
Публикация «Создание организационно-педагогического Центра по работе с родителями дошкольников „Взрослые и дети“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория, стаж работы 16 лет.
Учитель-логопед, стаж работы 16 лет.
Старшая медсестра, стаж работы 9 лет.
Воспитатели ДОУ, имеющие высшую и первую квалификационную категорию и стаж работы более 10 лет.
Полное наименование учреждения на базе, которого реализуется проект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и социально-личностного направлений развития воспитанников
Цель проекта Педагогическая поддержка семей города Красный Холм и Краснохолмского района в воспитании детей дошкольного возраста
Срок реализации проекта Три года с сентября 2012- по сентябрь 2015 г.
Социальный статус, возраст и число участников проекта Семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста, посещающие и не посещающие дошкольные учреждения района
Возможный охват проектом 250 человек за год.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…с. 4
-проблема;
-актуальность;
-цели;
-задачи;
-гипотеза;
-срок реализации.
2. Основные концептуальные положения проекта…с. 6
3. Этапы реализации проекта… с. 13
4. Практическая значимость ….с. 17
5. Реализация подготовительного этапа проекта… с. 17
6. Список используемой литературы …. с. 18
Приложение 1
Положение об организационно-педагогическом центре по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»
Приложение 2
План работы организационно-педагогического центра по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети» на 2012-2013 учебный год
Приложение 3
Схема управления проектом
Приложение 4
Планируемый результат (охват родителей педагогической помощью)
1. ВВЕДЕНИЕ
Реализация национального проекта в области образования не может быть ограничена только поддержкой образовательных учреждений, педагогических кадров и талантливой молодежи. Важно использовать внутренние ресурсы образовательной системы, включая инновационные, нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.
Предлагаемый проект, как одна из форм конкретной педагогической помощи семье, может быть реализован в рамках социального партнерства в организациях любой формы собственности. Реальность и востребованность предлагаемой модели организованной помощи семье в воспитании детей подтверждается опытом нашего дошкольного учреждения, в котором на протяжении нескольких лет оказывается практическая и консультативная помощь родителям детей, не посещающих детский сад.
Исследования, проведенные педагогами детского сада №4 «Ласточка», показали, что большинство родителей воспитанников ждут от детского сада новых, более интересных форм работы с семьей, ориентированных на активное взаимодействие родителя, ребенка и педагога.
Опрос родителей детей, не посещающих детский сад, показал, что 58% родителей необходима квалифицированная педагогическая поддержка в воспитании детей дошкольного возраста. Из них, 50% родителей готовы к сотрудничеству через участие в мероприятиях практического характера в детском саду. 3 % родителей готовы общаться с педагогами ДОУ через сеть Интернет. Еще 5% родителей хотят получать помощь в воспитании ребенка через информационные материалы в СМИ, буклеты и памятки.
Таким образом, проведенный нами мониторинг показал, что в современных условиях необходима педагогическая помощь родителям в знании возрастных особенностей детей, методах и приемах воспитания, практическая помощь в проведении занятий и игр с детьми дома, подготовки к школе, помощь психолога и логопеда.
Исходя из анализа ситуации, следует, что в современном мире нужен своеобразный «путеводитель» как для детей, так и для взрослых. Таким путеводителем может стать Центр педагогической помощи семье «Взрослые и дети».
Актуальность проекта:
Актуальность проекта продиктована требованиями модернизации Российского образования, так, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, раскрывает федеральные Требования к структуре основной образовательной Программы дошкольного образования, документ указывает на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Реализация образовательных областей в соответствии с ФГТ, изменения в характере взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения связаны с признанием обществом и государством важной роли семьи воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
В настоящее время традиционная схема общения педагогов детского сада с семьей не соответствует новой задаче семейного воспитания: воспитания конкурентно способного человека. Родительская общественность ждет от детского сада информации с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения детей, удовлетворения нарастающего спроса на системные психолого-педагогические знания о детях.
Педагогам детского сада важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но умели грамотно использовать ее при воспитании ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Цель проекта: формирование педагогической компетентности и педагогической рефлексии родителей, оказание практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, создание психологически комфортных условий для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
Задачи проекта:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
2. Оказание теоретической и практической помощи семьям детей посещающих и не посещающих детский сад специалистами ДОУ.
3. Приобщение родителей к активному совместному отдыху с детьми.
4. Создание атмосферы близости родителей с детьми.
5. Повышение качества работы с семьями воспитанников.
6. Содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.
7. Трансляция передового семейного опыта.
Гипотеза: развитие новых активных форм работы дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста повысит успешное развитие ребенка, обеспечит возможность родителям овладеть педагогической информацией и грамотно применять её в воспитании своего ребенка.
Срок реализации проекта: 3 года.
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками (по теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).
- Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности (из Концепция дошкольного образования).
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, поиск наиболее эффективных форм взаимосотрудничества детского сада и семьи, на создание эмоционально благополучной обстановки для общения взрослых и детей, и поиск средств для максимального развития личности ребенка, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Современными специалистами и психологами доказан факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно – образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребёнка («Концепция дошкольного воспитания» В. В. Давыдов, В. А. Петровский). Главный эффект их успешного влияния не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Поэтому социально – педагогический аспект нашей деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентиры детей и взрослых.
Современная семья, на данном этапе переживает кризисные явления, экономического, демографического и социально – психологического плана. Оказывается, что изменение и деформации, которые произошли в семье за последние десятилетия, не способствуют её прочности, неблагоприятно сказываются на семейных отношениях и воспитании детей. А именно:
- негативные качества личности и их проявления в поведении детей, которые возникают при дефиците любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности;
- сложность детско–родительских отношений, поскольку в них наметилась тенденция пренебрежения родительскими обязанностями и проявления жестокости;
- безответственное отношение родителей к выполнению своих воспитательных функций, объединение и формализация контактов с ребёнком, исчезновение совместных форм деятельности;
- присутствие у молодого поколения особого опыта, пристрастий, привычек, своих нравственных принципов и ценностей (повышенный интерес к хорошей одежде, мебели, технике, машинам и т. д.).
Таким образом, отодвигаются на второй план освоение наиболее ценностных элементов отечественного и всемирного фонда культуры, что ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей.
Эти проблемы неблагоприятно сказываются на психологическом климате семьи, на воспитательной позиции родителей.
Поэтому, педагоги детского сада №4 «Ласточка» взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
Для этого коллектив дошкольного учреждения решил организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей. Поэтому социально – педагогический аспект нашей деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентиры детей и взрослых.
Для выполнения этой цели было принято решение о создании организационного – педагогического Центра по работе с семьями дошкольников на базе детского сада, который получил название «Взрослые и дети». В основу работы Центра вошли три направления: консультирование родителей, оказание практической помощи семье, активный совместный с ребенком семейный отдых и как итог - обмен опытом семейного общения.
Новизна технологии заключается в создании условий благоприятствующих диалогу, общению детей, родителей и педагогов, организация их совместной творческой деятельности, направленной на успешное развитие ребенка, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания своих детей.
Преимущество новых форм взаимодействия ДОУ с семьей:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Для полной реализации проекта необходимо учитывать критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги - единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат, назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам.
Основные принципы работы Центра :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы Центра :
-Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с другими социальными институтами города.
Формы работы Центра :
В процессе работы Центра решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Они будут решаться в рамках работы :
родительского клуба «Аистенок» с целью оказания практической помощи семье в вопросах воспитания детей дошкольного возраста,
консультативного пункта для родителей детей, не посещающих детский сад «Современная семья - компетентные родители»,
базы активного семейного отдыха.
Заявленные формы работы будут реализовываться через следующие мероприятия:
- "Круглый стол" по актуальным вопросам;
- тематические выставки;
- диагностика, тесты, опрос;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи (походы, экскурсии, эстафеты, праздники и т. д.);
- почта доверия;
-вопрос заведующей через сайт ДОУ и электронную почту;
- семейные проекты;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Задачи Мероприятия Проектируемые результаты Используемые критерии Способ оценки Сроки Ответственные
Подготовитель
ный Обеспечение нормативно-правовой базы Разработка проекта Положения о Центре Разработка Плана работы с родителями Июль- август 2012 г. Авторы проекта
Создание материально-технической базы Подготовка сметы расходов по приобретению дополнительного оборудования и методических пособий Сентябрь – декабрь 2012 Руководитель проекта
Кадровое обеспечение работы Центра Распределение обязанностей специалистов
Утверждение графика работы Центра
Утверждение тематического плана мероприятий, консультаций и практических занятий с родителями Август
2012 г. Руководитель проекта
Реализация проекта Обеспечение педагогической поддержки семье в рамках работы Центра Работа Центра по графику Активизация позиции родителей на взаимодействие Динамика участия родителей в образовательном процессе Экспресс-опрос. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий Сентябрь - май
2012-2015 г. г. Авторы проекта
Итоговый Обобщение и распространение опыта использования новой формы работы с родителями детей дошкольного возраста Подготовка публикации в СМИ
Проведение семинаров, дней открытых дверей, предметных недель различного уровня в рамках работы муниципальной лаборатории инновационного развития по теме
«Взаимодействие с родителями – основа повышения качества образовательного процесса»
Информация для родителей и учредителя на сайте ДОУ Создание банка информационно-методической продукции:
памятки, рекомендации, видеосюжеты для психолого-педагогического просвещения, страничка на сайте ДОУ Анализ востребованности методической продукции. Практическая ориентированность,
актуальность проблематики. Разнообразие жанров. Независимая экспертиза Июнь –сентябрь
2015 г. Руководитель проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
• Устав ДОУ;
• Положение об организационно-педагогическом Центре по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»;
• Программы «Мы живем одной семьей» и «Мамина школа», разработанные коллективом ДОУ;
• План работы Центра на учебный год.
Финансовое:
• Реализация проекта осуществляется за счет дополнительных средств и бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.).
Материально-техническое:
• Реализация проекта требует оформления и изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, и родителей детей, не посещающих детский сад;
• для педагогов - приобретения дидактических пособий;
• для проведения мероприятий активного характера - приобретения спортивного и игрового оборудования.
Кадровое:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают:
• штатные работники ДОУ : старший воспитатель; воспитатели высшей и первой квалификационной категории; специалисты ДОУ: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медсестра.
• приглашенные специалисты, готовые на социальное партнерство в реализации проекта.
Риски:
* Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
* Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков:
* Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.
* Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
* Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Мониторинг реализации Проекта.
Направление мониторинга:
1. Динамика в повышении качества образовательного процесса.
2. Характеристика социального заказа к дошкольному общеобразовательному учреждению.
3. Психологический климат в семье.
9. Процесс адаптации воспитанников в образовательном учреждении.
10. Уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами.
Формы мониторинга:
Формы мониторинга: Периодичность:
1. Экспертная оценка (по отдельным направлениям) - по итогам работы Центра
2. Экспресс-опрос - в течение года
3. Анкетирование родителей по направлениям работы Центра - в течение года 4. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий - 2 раза в год
5. Независимая экспертиза
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей :
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, активное участие родителей в родительском клубе, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
1. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
2. Повысится психолого-педагогическая культура родителей.
3. Родители научатся анализировать собственную воспитательную деятельность, причины своих ошибок и выбор метода взаимодействия.
4. Повысится интерес и активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения.
5. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
6. Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА
1. Проведен опрос родителей воспитанников и родителей детей, не посещающих детский сад о тематике интересующих вопросов для дальнейшего обсуждения.
2. Создана нормативно-правовая база (разработано Положение, План работы на 2012-2013 учебный год, планируется внесение изменений в Устав ДОУ).
3. Определен состав членов организационно-педагогического центра «Взрослые и дети».
4. Проведена реклама о создании на базе ДОУ Центра организационно- педагогической помощи семье в местной печати, на рекламных щитах, в детской поликлинике.
5. Разработана схема управления Проектом.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю. О работе консультативных пунктов для родителей детей, не посещающих детский сад. Управление ДОУ №5. 2008 г. с. 40-41.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие., М., ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
3. Давыдова О. И. Работа дошкольного учреждения с родителями : компетентностный подход. Учеб. пособие. Барнаул,2010.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008 .
5. Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 27.12.2009 г. №374-ФЗ).
6. Комарова Е. С. Я руковожу детским садом. Пособие для руководителей ДОУ., М., «Просвещение»., 2008.
7. Майер А. А. Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., ТЦ Сфера, 2011 (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
8. Письмо Минобразования РФ «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» №30-51-547\16 от 22.07.2002 г.